Воронеж, 16 октября – АиФ-Черноземье
Ноги в крылья – и бежать
Хозяйка «жар-птицы» Лидия КИОСЯ рассказывает:
– Павлинов мне привёз мой старший сын Олег из Петербурга. Выпустили мы их во двор, сами не успели толком поздороваться, как вдруг Цезарь вспорхнул, перемахнул через высокий забор и полетел… Летит на всех парах куда глаза глядят. Мы тут же в машину – за ним, объехали всё село, все закоулки-переулки – нигде нет. Направились в сторону Эртиля и на полдороге видим: стоит на обочине наш павлин, жалкий и одинокий. Но, заметив нас, тут же бросился в кусты. Мы – за ним. Насилу поймали. А когда привезли домой и вынесли из машины, Цезарь снова рванулся и взмыл ввысь. Снова поиски, хлопоты, ловля… В общем, решили подрезать ему крылья, а птичий вольер сверху покрыли сеткой. Цезарь долго тосковал, что-то обдумывал – видать, планы побега, но потом привык и смирился. Да и птенцы у пары пошли – куда ж от них улетишь?
–Это было пять лет назад, – поясняет Лидия Ивановна. – Сейчас уже и крылья подросли, и сетку с вольера сняли, но Цезарь больше никуда лететь не хочет, хотя гуляет по двору свободно. Видать, ему здесь понравилось.
Норовистый характер птицы я почувствовала сразу, как только подошла к вольеру и приоткрыла дверь. Павлин занервничал, заметался, забегал, то взлетая на дерево, то прыгая вниз. Вместе с Лидией Ивановной нам всё-таки удалось поймать бунтаря. И я почувствовала, как под моей рукой тревожно бьётся птичье сердечко. А на мои слова – потерпи, дорогуша, сейчас сфотографируем и отпустим – он одарил меня злым взглядом и гордо отвернулся.
Те же куры, только индийские
Не могу не спросить Лидию Ивановну, как павлинам удалось приспособиться к климату Воронежской области, ведь они - уроженцы жаркой Индии…
– Да ничего сложного, – улыбается хозяйка. – Те же куры: летом целый день в траве выискивают разных жучков-паучков, зерно клюют. Правда, любимое блюдо - творог.
– Да сколько ж его надо?!
– Совсем немного. Они мало едят. А что касается климата, то для зимы мы им сделали тёплые «квартиры» с обогревателями. Тем более что осенью павлины сбрасывают с хвоста своё красивое оперенье и в тишине и покое ожидают весну. А весной начинается брачный сезон.
Евгений, младший сын Лидии Киося, рассказал, как интересно у «жар-птиц» проходят брачные игры:
– Самец распускает перед избранницей свой хвост, словно обвораживает своим опереньем, усердно токует, что-то ласковое «нашёптывает». И хотя голос у них противный, в такие мгновения он даже становится приятным. Разве ж тут устоишь?
Павлины любят жить своей семьёй в отдельной квартире и самостоятельно заниматься «хозяйством». Если вдруг какой-то чужак войдёт в их жилище, то между самцами начинается драка не на жизнь, а на смерть, аж перья летят. Но решающее слово всё равно – за женщиной. Мужское дело – «распускать хвост», а женщина сама выберет, кому отдать предпочтение. В общем, всё, как у людей.
Жить хочется
Идём к другому вольеру. Здесь - супружеская чета белых павлинов. Они сидят на насесте, тесно прижавшись друг к дружке и отвернувшись ото всех и к стене.
– Белые павлины – порода редкая, – поясняет Евгений Киося. – Их недавно привезли. Пока осматриваются.
Рядом с павлинами соседствуют цецарки, индюшки, декоративные петушки и курочки - словом, большое птичье царство, с которым Лидия Киося успешно справляется. Хозяйка пернатого семейства рассказала, как птицы скрасили её одиночество. Семь лет назад она овдовела. Глаза не смотрели буквально ни на что. Начала сильно болеть. И вдруг такой подарок от сына – пара павлинов. Это ж какой сюрприз! Тут уже не до хвори, надо ухаживать за заморскими питомцами. Так в заботах с ними и сдружилась… Сейчас павлинов в подворье 11, их не продают и не едят. Решили: пусть плодятся так, на счастье. Когда вокруг красота, и жить хочется.
Кстати, стремление украсить жизнь у Лидии Ивановны – во всём. Напротив вольеров – пышные цветочные клумбы. Во дворе – резные из дерева сказочные персонажи: Илья Муромец, медведь, орёл, Баба-яга… Просторный бревенчатый дом сделан в русском национальном стиле: ни дать ни взять – терем. Словом, всё здесь чудно и необыкновенно – как в сказке. И особенно отрадно, что речь идёт не о чьей-то богатой даче, где все красоты «от жиру», а об обычном сельском подворье. А значит, промысловость, творчество и рукастость ещё живы в нашем народе.
– В семье Киося все трудолюбивые, – открыла «фамильный секрет» Людмила ДРАНКОВЦЕВА, директор одного изместных предприятий. – Сама Лидия Ивановна, работая в тогдашнем совхозе «Комсомолец», мастерица была на все руки. И сыновей таких же воспитала – они и столяры, и плотники, и рыбаки, и охотники. Причём, делают многое не только для себя. Вот, Олег Иванович привёз из Петербурга фазанов и выпустил их на вольные хлеба. Они размножились и обитают в дикой природе возле Сергеевки людям на радость. Так что не случайно у семьи и дом такой, и двор, и птичье царство.
Смотрите также:
- Липчанка Ольга Пожидаева, потерявшая ногу в 17 лет: «Возможности не могут быть ограниченными» →
- «Лучше -50, чем +50». Павел Конюхов о велопутешествиях по Северному полюсу →
- Усыновила не глядя. Как такса выкормила осиротевших котят →