«Лучше -50, чем +50». Павел Конюхов о велопутешествиях по Северному полюсу

Павел Конюхов / Из личного архива

За свою жизнь известный путешественник Павел Конюхов, брат Федора Конюхова, проехал на велосипеде 200 тысяч километров. Он ночевал в палатке на Северном полюсе, встречался с медведями на Сахалине, ездил в Северную Корею на день рождения Ким Ир Сена и в гости к князю Романову в Австралию. К 60 годам Павел Конюхов переехал в домик в Воронежской области, где пишет картины и книги о своих экспедициях. Накануне он встретился с местными любителями путешествий и рассказал, как покорял северные полюса холода, отбирал верных спутников в команду, и какое место на планете ему понравилось больше всего.

«АиФ-Черноземье» записал самые интересные рассказы Павла Конюхова о его путешествиях.

О родном брате Федоре

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

Мы родились на берегу Азовского моря в городе, где жил великий путешественник Георгий Седов. В 1914 году он шел к Северному полюсу и погиб, не дойдя 200 километров. Когда умирал наш отец, он подозвал моего старшего брата Федора, дал ему крестик и сказал: «Дойди с этим крестиком до Северного Полюса». Поэтому он уже с пяти лет мечтал отправиться на север. А я на пять лет младше Федора и бегал за старшим братом хвостиком везде. Так мы вдвоем стали путешественниками.

О первой экспедиции

В 1975 году я служил на границе с Ираном. Там мне в руки попал журнал «Вокруг света», в котором рассказывали про Глеба Травина. За три года и четырнадцать дней он объехал на велосипеде вокруг Советского Союза. Когда я пришел с армии, начал изучать его маршруты, переписываться с его родственниками и велосипедистами. Мне сразу сказали – север закрыт для путешествий, тебя туда не пустят. Но это меня не остановило. В 1983 году я решил испытать, на что способен. Сел на велосипед в Находке и поехал в одиночку через всю страну. На это у меня ушло три месяца. В последнюю неделю я даже отказался от пищи, чтобы узнать, смогу ли я, если что, продержаться на севере без еды. На следующий год я проехал весь остров Сахалин, затем – от Мурманска до Одессы.

В 1987 году мы решили начать путь Травина. До этого на севере я никогда не был. А ребята, которые пошли со мной, думали, что я все знаю (смеется). Когда мы вышли в тундру, увидели вокруг столько снега! Глазу было не за что зацепиться! Я тогда подумал, что не пройду, но виду не показал. От Архангельска до Уэлена мы прошли в два этапа. В 1992 году я решил закончить маршрут Глеба Травина. В той поездке я чуть не умер, благо, что у меня были сильные попутчики.

О покорении полюса холода

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

После первой экспедиции я решил на велосипеде зимой отправиться к северному полюсу холода в Оймякон. В газетах объявили, что я ищу попутчиков. Мне пришло около двух тысяч писем. Я отобрал семь человек со всего Союза – от Эстонии до Владивостока. Полюса холода мы достигли за 41 день. За время экспедиции парень из Тольятти обморозил себе нос и ноги. И врач прямо в палатке проводил ему ампутацию кончика носа и пальца на ноге. После возвращения нам сказали, что мы покорили не тот полюс холода. Мол, в Верхоянске холоднее, чем в Оймяконе. И в 1993 году мы решили соединить два эти полюса холода на велосипедах. Мы прилетели в Батагай, наняли машину. Было так холодно, что даже тормоза у машины не работали. К концу пути из всей группы остались два человека - остальные выбыли. Шли где-то месяц. Самая теплая температура за это время была минус 54 градуса.

Выбирая между минус 50 и плюс 50, я всегда выберу минус. Когда холодно, мы можешь тепло одеться, двигаться – как-то согреваться. Но когда жарко, ты не знаешь, что делать.

О том, как выжить на Севере

Когда мы шли на север, в камеру велосипеда заливали глицерин, который не давал колесу лопнуть. Самая большая проблема – поломка педалей. Все запчасти мы везем с собой. Если пробивается камера, обычно ее можно поправить за 10-15 минут. На Севере на это уходит два-три часа, ведь и камеру, и насос надо разогревать у огня.

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

В поездке мы надевали три-четыре слоя шерстяного белья. Даже когда шерсть мокрая, она греет. Потом – теплый свитер и анорак – специальная свободная брезентовая куртка. Ночью анорак ставили на улицу. Именно ставили, ведь от холода ткань колом стоит. На ночь мы снимали белье и давали ему высохнуть. Спали в пуховых брюках и куртках. И то не спали, а дремали. Ведь если в такой холод заснешь, можешь и не проснуться. Если чувствуешь, что рука замерзает, надо ее разработать, чтобы не отмерзла. Если ноги не отогреваются, надо вылезти и побегать вокруг палатки или сделать гимнастику. Самое тяжелое – утром снять теплую одежду и надеть холодную куртку. Вокруг на пять метров слышно, как мы зубами стучим. Согреваемся уже потом в движении.

Главный медикамент – лекарство от расстройства желудка. И все. Когда я ездил на север без сопровождения врача, жена мне купила какие-то таблетки, подписала, что от чего помогает. Так я ими местных жителей лечил, хотя сам в медицине не разбираюсь. Когда кушаем, мы добавляем рыбий или барсучий жир для согрева. Еще нам врач всегда давал выпить по ложке спирта, когда мы утром переодевались в холодную одежду. А так на севере водкой не согреешься. Только молоком или кашей.

Когда мы объявили, что отправимся в путешествие вокруг света на велосипедах, а мой брат Федор – на яхте, газеты написали: «Конюховых много, а земной шар – один».

О поездке в Корею

В 1991 году меня пригласил на свой день рождения сам Ким Ир Сен. Но я сказал, что поеду только на велосипеде, ведь никто раньше этого не делал – не проезжал так Северную Корею. На границе нас встретил обитый бархатом вагон поезда. Там ехали представители советского и корейского посольства. Когда я ехал по стране, меня все время сопровождали машины местных агентов. Следили, чтобы я не свернул ни влево, ни вправо.

О кругосветном путешествии

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

Как-то я смотрел спектакль «Маленький принц» во Владивостокском ТЮЗе, а рядом со мной посадили старичка. Оказалось, что это князь Романов, один из родственников царя. В то время он жил в Австралии и пригласил меня в гости. Я говорю: «Вы знаете, я так не поеду, только на велосипеде». Для меня и моего друга сделали приглашения в Австралию. Интересно, что у моего спутника фамилия тоже была Конюхов. Когда мы объявили, что отправимся в путешествие вокруг света на велосипедах, а мой брат Федор – на яхте, газеты написали: «Конюховых много, а земной шар – один.

Но как добраться до Австралии? Финансов у нас всегда было мало. Тогда мы узнали, что цирк Запашного собирается в Австралию. Они и нас заодно взяли. Вот и ехали на пароходе тигры, львы и Конюховы. Мы сошли с парохода в Перте и с тех пор целый год путешествовали по Австралии, затем отправились в Новую Зеландию, Австралию, Южную Корею и приехали во Владивосток. Тогда я уже в одиночку отправился через всю Россию в Африку и Европу. Но Дании меня обворовали, я остался без денег, и пришлось возвращаться на Дальний Восток.

О страхах

Не боится только дурак. Страх всегда есть. В Австралии, например, я боялся, что меня кто-нибудь укусит. Нам объяснили, что самое опасное в стране – пауки. А вот змей мы не боялись, потому что тогда не знали, что в Австралии живут девять из десяти самых ядовитых змей в мире. Случаев было много разных. И стреляли в меня, и под дулом ружья держали, и при мне отрезали человеку уши. Выжил же!

О встречах с медведями

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

Белого медведя я видел только раз вдалеке. А вот с бурыми часто встречался. Главное – не трогать их. Я один ехал по Дальнему Востоку, остановился возле речки, пошел искупаться, возвращаюсь, а возле моей палатки гималайский медведь. Я его прогнал, а спать все равно страшно – я же был один в лесу. Так и спал с топором в руке. Утром открываю палатку, а медведь сидит на дереве метрах в 20 от земли. Я испугался, аж волосы зашевелились. А медведь увидел меня и как упадет! Тоже испугался и убежал.

Если хочешь быть счастливым – путешествуй. Я увидел весь мир, все испытал. Я чувствую себя счастливым человеком».

О людях

Для меня в команде главное – совместимость. Физическая сила не так важна. Нужно, чтобы человек смог выдержать путь психологически. Чтобы набрать команду, долго переписывался с кандидатами и даже обращался к экстрасенсам и специалистам по почерку.

Я проехал 53 страны, и больше всего мне понравилось в Австралии. Люди очень добрые. Все здороваются, улыбаются. За год путешествия по стране меня полиция остановила всего четыре раза. И то только, чтобы помочь. А в России любимое место – Чукотка. Чукчи – очень добрые.

О счастье

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

Каждый человек хочет быть счастливым. Я нахожу счастье только в путешествиях. В городе я крупинка, толпа. А в путешествии все зависит от меня. Когда я возвращаюсь домой, две недели я хожу счастливый – рад, что живой. Самое большое счастье – это жизнь. Чтобы это понять, надо что-то пройти.

Если хочешь быть счастливым – путешествуй. Я увидел весь мир, все испытал. Я чувствую себя счастливым человеком.

Также вам может быть интересно