Дело Занкова живёт и побеждает

Липецк, 31 октября – АиФ-Черноземье

   
   

Курс – на развитие личности

Праздничное мероприятие началось с выступления воспитанников липецкой гимназии № 12. В костюмах цветов российского флага они блестяще исполнили красивый танец. Затем эстафету подхватили учащиеся начальной школы Тербунского района, прочитав стихотворения собственного сочинения. Так дети задали позитивный настрой всему дальнейшему мероприятию. Далее с приветственным словом к участникам юбилейного форума обратилась Любовь Черных, кандидат педагогических наук, ректор Липецкого института развития образования.

– В этом году системе Леонида Владимировича Занкова исполняется пятьдесят пять лет. За это время она не только не устарела, а стала даже более актуальной, – отметила Любовь Алексеевна. – Так, именно система развивающего обучения лежит в основе внедряемого федерального образовательного стандарта. На развитие личности ребёнка нацелена и государственная программа образования. Таким образом, система Занкова обретает сегодня новую жизнь.

В этой связи ректор института обозначила стоящие перед участниками мероприятия первостепенные задачи, как то: определить перспективы развития данной системы, обобщить опыт работы учителей-занковцев с целью его глубокого осмысления и дальнейшего распространения, постараться придать системе ещё большей значимости в условиях реализации ФГОС.

Затем слово взяла Елена Черкасова, начальник отдела общего и дошкольного образования Управления образования и науки Липецкой области. Она обратила внимание собравшихся на то, что нынешний год богат на юбилейные даты в российской истории, и 55-летие системы развивающего обучения органично вписалось в контекст происходящих событий. Сложно переоценить его значение для педагогического сообщества, поскольку на идеях Занкова строится сегодня чуть ли не всё современное российское образование.

Не обучить, а…научиться

   
   

Открывая пленарное заседание Наталья Киричек, методист федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова, ещё раз вернулась к наиболее значимым событиям этого года.

– В разных регионах страны прошли Всероссийские форумы педагогов развивающего обучения. Для учителей-занковцев это была уникальная возможность обменяться опытом, обсудить насущные вопросы, повысить свой научный и профессиональный уровень, – сказала она. – Однако впереди нас ждёт главное событие юбилейного года - международная научно-практическая конференция «Система Л.В. Занкова: опережая время», которая состоится в Москве в первых числах ноября. Примечательно, что участие в ней примут не только российские учителя, но и представители педагогического сообщества других государств - Норвегии, Молдовы, Белоруссии, Украины. Это говорит о том, что систему Занкова по достоинству оценили не только в России, но и за её пределами.

Рассказала Наталья Викторовна и о том, как сегодня развивается сетевое взаимодействие между педагогами, какие возможности открывают перед учителями дистанционные курсы повышения квалификации и о многом другом. Не менее интересным и содержательным оказалось выступление профессора Ефима Пассова, доктора педагогических наук,. В своём докладе он изложил основные идеи Леонида Занкова и рассказал о том, каким образом они были реализованы в иноязычном образовании.

– Одна из его ключевых идей звучит так – обучение на повышенном уровне трудности. Мы убедились: если на уроках иностранного языка в игровой форме давать детям лёгкие задания, уроки, может, и будут эффектными, но не эффективными, а это нам не подходит, – привёл пример Ефим Изральевич. 

Подметил профессор и такую особенность: сам Занков избегал употребления слова обучение, поскольку считал, что обучить никого ничему нельзя, можно только научиться.

Положительный опыт

Своим опытом с участниками форума поделился Александр Трубицын, директор одной из елецких школ. Некоторые педагоги, отметил он, до сих пор придерживаются взглядов, согласно которым психическое развитие личности совершается по своим законам, не зависящим от обучения и воспитания.

– Я и сам когда-то считал точно так же, – признался докладчик. – Пока не познакомился с трудами Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова, в основе которых лежит гипотеза известного психолога Выготского о том, что именно обучение, особым образом организованное, определяет характер психического развития. Та же мысль центральной нитью проходит и через систему образования Занкова. 

А вот об опыте реализации данной системы в Липецкой области наиболее подобно поведала собравшимся Любовь Лаврова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального школьного образования ЛИРО.

– С сентября 1964 года в четырёх школах региона открылись первые экспериментальные классы, – рассказала Любовь Николаевна. – Положительные результаты не заставили себя долго ждать. Ученики-занковцы отличались высокой познавательной активностью, умением исследовать и наблюдать, ставить вопросы и отвечать на них. Они побеждали и продолжают побеждать на Олимпиадах, становятся дипломантами и лауреатами Всероссийского интеллектуального марафона. 

Впрочем, не только ученики, но и учителя, работающие по системе Занкова, могут похвалиться своими достижениями. Так, среди победителей приоритетного национального проекта в сфере образования доля учителей-занковцев составляет 33%. Лучших из них в этот день наградили дипломами и благодарственными письмами. В свою очередь они поделились с коллегами опытом на своих мастер-классах. А завершился форум дискуссией на актуальную тему «Готов ли сегодня учитель к кардинальной перестройке в связи с введением ФГОС?».

В тему

В 2005 году учитель из села Долгоруково Татьяна Сараева, применяющая систему Л.В. Занкова, стала обладателем малого хрустального пеликана на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Всего же в Липецкой области по данной системе работают 95 учителей начальных классов.

Смотрите также: