Примерное время чтения: 12 минут
806

Школа - это целый мир: где в Липецке учат умников и умниц

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Липецк 10/12/2014

«Достойное образование – успешная карьера!» – это девиз муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея № 44 Липецка. Так какое оно, достойное образование? А также в чем секрет многолетнего сохранения статуса одной из самых престижных школ города? Об этом и о многом другом мы поговорили с директором лицея Натальей Фёдоровной Ельчаниновой и её заместителем, Ириной Анатольевной Журавлёвой.

Впереди планеты всей

– В последние десятилетия уровень математического образования сильно снизился, и это проблема всей России. Как в вашем лицее дела с математикой?

– В лицее всегда был высокий уровень математического образования. Выпускники лицея поступали в престижные технические ВУЗы России. Чтобы не снижать заданную для себя планку, мы увеличиваем математическую составляющую образовательной программы. Раньше лицей был многопрофильным, а в последние пять лет мы перешли на собственно лицейское образование по трём направлениям: физико–математическому, социально–экономическому, биолого–химическому. Увеличиваем количество часов математики: на один час в младших классах, на два – с 5–го по 7–й класс, а с 8–го у ребят начинается углублённое изучение математики. Один известный математик сказал, что если уменьшить количество уроков математики на 1 час в неделю, то на 25% снижается уровень математического образования, а за ним физического, химического, биологического. И нам очень приятно было узнать, что с этим мы попали в точку. Также в нашем лицее физика начинается с 6–го класса, а не с 7–го, химия – с 7–го, а не с 8–го. И к моменту официального введения предмета наши ребята уже имеют определённое представление о новых предметах. Помимо этого, мы постоянно перенимаем опыт наших коллег, принимаем активное участие в конференциях, посвящённых развитию математического образования. Вот недавно представители лицея участвовали во Всероссийской конференции «Национальное исследование качества математического образования», которая проходила в МГУ.

– С 2015 года во всех общеобразовательных учреждениях начинает действовать федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Готов ли лицей к нововведениям?

– К введению ФГОС ООО мы подготовились заранее. Сегодня у нас уже все 5–е классы и один 6–й учатся в соответствии со стандартом. Получается, что к 2015 г. все только подойдут к ним, а лицей уже реализовал пилотный проект, и мы видим, какие ошибки нужно учесть, что добавить. В новом стандарте упор делается на деятельностный подход в образовании и индивидуальный подход к каждому ученику. То есть учитель из источника информации превращается в организатора учебной деятельности ученика. Учащиеся обсуждают материал в парах, группах, самостоятельно находят новые знания, договариваются, помогают друг другу.

– ФГОС предполагает внедрение проектно–исследовательской деятельности. В лицее она уже реализуется?

– Нашему научному лицейскому обществу (НЛО) более 10 лет. Именно в нём лицеисты постигают азы исследовательской и проектной деятельности. Учатся не только создавать проект, но и защищать его, участвуя в научно–практических конференциях различного уровня. А в 5–ых классах для всех детей мы ввели интегрированный метапредметный курс «Основы научно–исследовательской и проектной деятельности». Проектная деятельность очень важна, она развивает умение добывать знания и учиться самостоятельно. ФГОСы потому и возникли, что на мониторингах оценки качества образования, таких как PISA (рейтинг способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьёй), выясняется, что наши дети хорошо теоретически подготовлены, но не могут применить свои знания на практике. В связи с этим школьные задания должны быть поисковыми, ориентированными на дальнейшее применение в жизни.

Эти ребята – наше будущее

– Лицей всегда славился одарёнными учениками, сейчас таких много?

– Думаем, что да. Задача любой школы – развивать детские способности и таланты. С 5–го класса в параллели мы выделяем ребят, которые проявляют особые математические способности, и формируем классы с обогащённым содержанием образования. У нас есть такие 5–й, 6–й, 7–й классы. Потом они выходят в 8–й профильный с углублённым изучением математики и физики. Сейчас у нас есть такой 9 «Б», в котором 23 ученика – победители и призёры муниципального этапа всероссийских олимпиад, а всего в классе 29 учащихся. В этом году олимпиады проводились по единой методике для всех российских школ. По их итогам у нас на школьном этапе выявлено 393 призёра и победителя. Причём не только по олимпиадам естественно–математического направления, много победителей и в гуманитарной сфере. Из этих ребят 90 – победители и призёры на следующем этапе, муниципальном. В прошлом году мы были на пятом месте по олимпиадам в городе, в этом – на втором. И это хороший показатель. Теперь будем ждать результатов областных соревнований.

– Одарённых детей нужно поддерживать и направлять их развитие, как вы им помогаете?

– Восемь лет назад лицей стал инициатором проведения региональной научно–практической детской конференции. Ю. Н. Таран, начальник управления образования, утвердил нас в этом статусе. В прошлом году в конференции участвовали представители 15 районов, 280 юных исследователей приезжали к нам как на праздник. Мы рассматриваем их исследовательские работы, лучшие награждаем дипломами и подарками. Такие мероприятия как раз соответствуют новым государственным требованиям. Образование наших ребят не заканчивается в стенах лицея, многие посещают центр дополнительного образования «Стратегия». В лицее сложилась система поощрения одарённых детей. На ежегодном бале олимпийцев Управляющий совет награждает победителей и призёров олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных соревнований специальными премиями. А выпускники–олимпийцы на выпускном бале награждаются именной премией В. И. Урываевой.

– Слышали, что у вас практикуется «вертикальное» образование, что это такое?

– В наших стенах ребята получают образование по трём направлениям. Раньше мы объединяли детей в параллели в образовательных мероприятиях. А с сентября решили их объединять по образовательному ядру, организовали три «Школы»: «Школу инженерной культуры», «Школу экономико–правовой грамотности», «Школу естественно–научной культуры». Они объединяют учеников по вертикали, от 8–го до 11–го класса. Школа инженерной культуры – ассоциация классов физико–математического профиля с углублённым изучением алгебры, геометрии, физики. Повышенный уровень обучения и воспитания в рамках данного направления предполагает деятельность как внутри лицея, так и за его пределами. Уникальные разработки педагогов лицея предлагают широкие возможности для постижения законов логики, освоения физического мира, формирования информационной культуры человека. Функционирование классов НЛМК есть не что иное, как пример успешной реализации кластерного проекта «Лицей – ЛГТУ – НЛМК», предполагающего приобретение выпускником лицея престижного рабочего места. Школа экономико–правовой грамотности включает в себя классы социально–экономического профиля, в которых особое внимание уделяется изучению таких предметов, как алгебра, геометрия, обществознание, экономика. Новые учебные технологии помогают молодому человеку разобраться в новых социально–экономических обстоятельствах жизни и формируют основу грамотного ориентирования в правовом поле современного общества. Школа естественно–научных компетенций – это классы биолого–химической направленности, где профильными предметами являются химия и биология. Обширная теоретическая и практическая деятельность открывает перед обучающимися всё богатство и красоту окружающего мира и приближает к постижению основных законов живой природы.

– В вашем лицее, наверное, невозможно плохо учиться, так всё хорошо продумано!

– Мы делаем всё, чтобы ученикам у нас было интересно. Для наших ребят плохо учиться – стыдно. Все они хотят выступать на конференциях, побеждать на олимпиадах, участвовать в конкурсах. А мы, в свою очередь, поддерживаем их. Помогают ребятам учителя. У нас много талантливых педагогов, много молодёжи. Главное – все они профессионалы своего дела и в совершенстве владеют своим предметом – английским, математикой, филологией, экономикой, химией…

«Главное – чтобы дети были здоровы…»

– Министерство образования собирается вводить в школах комплекс ГТО, как вы считаете, готовы ли дети к таким требованиям?

– Здесь нужно говорить о здоровье в целом. Из 150 первоклассников, которые пришли к нам в этом году, только 9 с первой группой здоровья. Это очень серьёзная проблема, волнующая и нас, и родителей, и медиков. Мы объединились с управлением здравоохранения Липецкой области и открыли на базе лицея Центр формирования здорового образа жизни. Специалисты центра проводят диагностику здоровья учащихся, дают рекомендации, ведут с детьми беседы, лектории, практические занятия, пропагандируют здоровый образ жизни.

А если говорить о нормах ГТО, то надеемся, что лицеисты справятся и с ними. Конечно, у нас есть дети, которые серьёзно занимаются спортом и имеют высокие достижения. Но есть и другие примеры. В прошлом учебном году команда лицея победила в городских и областных спортивных соревнованиях и в сентябре представляла Липецкую область на всероссийских соревнованиях «Президентские состязания» в городе Анапа Краснодарского края.

В команде не было ни одного мастера или кандидата в мастера спорта. А они, 16 девятиклассников, стали победителями среди 54 городских команд Российской Федерации.

– Следующий год юбилейный, со дня победы в Великой Отечественной войне исполняется

70 лет, ваш лицей готовит какие–то праздничные мероприятия?

– Как и другие образовательные учреждения нашего города, мы принимаем участие в городской воспитательной акции «Победа в сердце каждого!», которая состоит из двух этапов: школьного и муниципального. Школьный этап включает в себя ряд мероприятий, конкурсов и проектов, объединённых общей идеей патриотического воспитания: конкурс логотипов, фестиваль детского творчества, проекты «Я – гражданин великой страны», «Виртуальный музей», «Добрые дела под знаменем победы», классные часы «Дни воинской славы и памятные дни России». Кроме того, предусмотрены отборочные этапы для участия учащихся лицея в муниципальном этапе воспитательной акции: конкурсах музейных объединений, семейных команд, патриотической песни, фотоконкурсе.

70–летию Победы мы посвятили проект «Я – гражданин великой страны». В рамках этого проекта в декабре стартовал лицейский фестиваль детского творчества «Новая волна – 2014». Каждая номинация фестиваля имеет свою тему: художественное слово – «И помнит мир спасённый», вокал – «Пусть всегда будет солнце!», хореография – «Здравствуй, мир!», музыкальное исполнительство – «Наполним музыкой сердца». Уже состоялось две номинации. Дети готовили литературные произведения военной тематики, пели патриотические песни.

В январе мы запустим проект «Бессмертный полк лицея». В нём смогут принять участие лицеисты, учителя, другие работники лицея. Каждый сможет рассказать о своём родственнике – участнике войны или труженике тыла, представить его фотографию. Все сведения будут объединены в одну презентацию и представлены в виртуальном музее на сайте лицея.

– Каким вы видите лицей через 5–10 лет?

– У нас появится новый спортивный комплекс… Большинство детей будут здоровы. Абсолютно все лицеисты будут учиться с интересом, заниматься творчеством, участвовать в олимпиадах. А учителя – работать с большим энтузиазмом, имея достойную заработную плату. На четвёртом этаже пристройки заблагоухает «Зимний ботанический сад»… И всё это за счёт средств бюджета.

О лицее невозможно написать статью – нужно писать книгу. Много интересного мы просто не смогли уместить. Здесь гармонично сочетаются красота природы (великолепный розарий, состоящий из 300 кустов, вишнёвый сад и ельник) и передовые технические разработки (на каждом этаже телеэкраны, конференц–связь, мультимедийные доски), высокий уровень образования и насыщенная внеклассная жизнь, учителя, о которых мечтает каждый ученик, и ученики, достойные своих учителей. Часто говорят: школа – второй дом. В данном случае школа – целый мир, интересный и открытый каждому ребёнку.

Выпускники лицея ежегодно поступают в ведущие вузы страны и даже мира. Среди самых популярных высших учебных заведений у абитуриентов: ЛГТУ, ЛГПУ, Военно–медицинская академия им. Кирова, Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, МГУ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах