Липецк, 6 ноября – АиФ-Черноземье.
Не надо революции
«АиФ»: – Владимир Алексеевич, есть мнение, что сегодня высокое классическое искусство оказалось на задворках новой культуры. Современному поколению не интересен Чайковский, Моцарт, Бах…
В.С: – Я с этим не согласен. Может быть, классическая музыка сегодня не столь популярна, как была раньше. Но мы по-прежнему собираем полные залы. Люди идут на филармонические концерты, в том числе и молодёжь. Я вообще считаю, что с культурой у нас в области всё в порядке. Если бы это было не так, думаю, вряд ли мы поставили бы такую грандиозную оперу, как «Легенда о граде Ельце», которая прогремела на всю Россию. Конечно, проблемы есть, но они другого плана. Например, у Липецкой филармонии до сих пор нет своего зала, где можно было бы полноценно репетировать и давать концерты.
«АиФ»: – А какие-то глобальные перемены в области культуры нам нужны?
В.С: – В определённых вопросах перемены необходимы. Например, у нас много талантливых артистов в провинции. Но о них же никто ничего не знает. По центральным каналам телевидения показывают одни и те же лица. Вообще, сегодня очень мало передач о классической музыке, театре, балете. А ведь именно классическое искусство воспитывает душу, обогащает внутренний мир. Нам дали свободу – это хорошо, но свобода без внутренней культуры – страшная, неуправляемая вещь! В отсутствие культуры рождается хамство. А что такое хамство? Как сказал академик Лихачёв, это невежество, помноженное на безнаказанность. И сегодня примеров тому множество.
«АиФ»: – Как же вы предлагаете бороться с этим явлением?
В.С: – Есть такое выражение – если не знаешь, как поступить, поступай по закону. Всё просто. Порядок будет тогда, когда все люди будут соблюдать законы своей страны. А если кого-то это не устраивает, пожалуйста, пусть голосует, выбирает другого лидера. Я считаю, что мы живём в такое время, когда все вопросы можно и нужно решать мирным путём, без революции. Ради бога, не надо революции.
Аккордеон – в «чёрном списке»
«АиФ»: – Сегодня профессиональное образование пытаются подогнать под общие стандарты. По ним музыке, балету, пению предлагают учить ребёнка с 13 лет. Что вы по этому поводу думаете?
В.С: – Я надеюсь, этого не произойдёт. К каждому нужен индивидуальный подход. Если у ребёнка есть способности, почему не начать их развивать в раннем возрасте? Моцарт, например, уже в четыре года играл на клавесине.
«АиФ»: – Но, насколько известно, вы сами начали заниматься музыкой в довольно позднем возрасте, и однако же добились выдающихся результатов?
В.С: – Со мной – это отдельная история. Меня вообще не хотели принимать в музыкальную школу. Сказали – слуха нет.
«АиФ»: – Это у вас нет слуха?!
В.С: – Представляете (смеётся. – Ред.) Так и сказали. Мне тогда было семь лет. А в тринадцать, отец купил аккордеон, и я самостоятельно принялся его осваивать. Может быть, причина выбора инструмента была во внутреннем протесте. Тогда я узнал, что ещё в 1949 году аккордеон негласно запретили в СССР. Точнее, это была рекомендация Политбюро ЦК КПСС, но, как вы понимаете, это было равносильно закону. В «чёрный» список попали гитара, саксофон и аккордеон. Перечисленные инструменты объявили космополитичными, то есть не соответствующими образу советского человека.
«АиФ»: – Но потом-то наверстали упущенное?
В.С: – С лихвой! До 1992 года мы давали по 220 концертов в год. Сейчас такого уже нет. Но я не расстраиваюсь, зато появилось больше свободного времени, которое можно посвятить саморазвитию. За последние годы я заметно вырос в творческом плане, накопил много сольного материала.
Музыка – сфера влияния
«АиФ»: – Владимир Алексеевич, помимо музыки, вы ещё и политикой успеваете заниматься. Одно другому не мешает?
В.С: – Мужчина должен интересоваться политикой – это моё мнение. Сам же я не только ей интересовался, но и занимался. Например, до распада Советского Союза был в филармонии секретарём парторганизации. При этом в составе инициативной группы выступал против вырубки виноградников, а фактически – против неприкрытого хамства со стороны властей, из-за действий которых пострадало тогда немало людей. Правда, за такую дерзость нам потом вставляли палки в колёса: отменяли концерты, и тут же порицали, что не выполняем план.
«АиФ»: – Как-то в одном из интервью вы сказали, что у вас власти больше, чем у любого президента. Что вы имели в виду?
В.С: – Смелое утверждение, не правда ли (улыбается. - Ред.)? Тем не менее, когда я играю, даже президент меня слушает. Кстати говоря, выступать перед президентом мне довелось дважды. Разве это не влияние на развитие культуры, на формирование отношения к искусству? А давать по двести концертов в год – не влияние? Музыка – это тоже часть политики. Кроме того, помимо концертов, есть ещё встречи с влиятельными людьми, когда можно посидеть, обсудить какие-то вопросы, угостить друг друга, раньше водочкой, сегодня – чаем. Кстати, это тоже к вопросу о культуре. В современной России, где у каждого есть свобода выбора, я считаю, стыдно пить водку. Надо не пить, а делом заниматься.
«АиФ»: – Спасибо, Владимир Алексеевич, за интересное интервью. Пожелаем вам ещё долго радовать нас своей музыкой.
В.С: – Как Бог даст. Когда великий Паганини бросил играть, он объяснил свой поступок так – внутри перестала звучать музыка. Так вот, до тех пор, пока внутри у меня будет звучать музыка, я буду радовать зрителя.
Смотрите также:
- Билли Новик и группа Billy’s Band в Воронеже: «Мы больше никуда не спешим» →
- С кларнетом и молотком. Зачем музыканту быть в хорошей форме →
- Noize MC: "Я провокатор по природе" (25.06.2008) →