Группа Billy’s Band вновь посетила столицу Черноземья. В полутемном зале клуба «Хлам», где через несколько часов питерский бэнд сыграет для воронежской публики, безлюдно и непривычно тихо. Музыканты заказали кофе и попросили убрать стаканы со стола:
– А то все посмотрят фотографии и подумают, что мы все время пьем, – смеется Антон Матезиус (баянист группы – прим. ред.)
– А как же романтический алкоджаз? – сразу возник вопрос
Билли Новик: – Мне кажется, это три кита: начинали мы, когда доминировал «алко». Сейчас прошло 12 лет, и наша музыка нивилируется другими составляющими, например, джазом. Или был период, когда доминировала составляющая «романтик». А сейчас мы пришли к некому балансу, который позволяет нам двигаться дальше.
Группа, в среднем, существует 5-8 лет. Вы думаете, почему группы распадаются? Потому что возникают разногласия, стилистические конфликты. Одного например, разбивает творческий паралич. Другой – наоборот – расцветает и впадает в манию величия. Это очень сложные социальные факторы.
Андрей Рыжик: – Средняя продолжительность жизни группы – это 8 лет. После этого, как правило, либо теряется интерес к этой группе, либо группа разваливается внутри и теряет интерес к тому, что она делает.
Антон Матезиус: – Группа существует до тех пор, пока совокупная масса печени находится в пределах одной константы. То есть, если у всех большая печень и они стали вылезать за пределы, значит пора либо завязывать с этим делом, либо кому-то пора уйти.
– Так какую же роль играет джаз в вашей музыке?
Б. Н.: – Кто-то не видит в нашем творчестве джаза. Для кого-то это и есть джаз. А для нас это некое сценическое действие, и музыкальный компонент в нем также присутствует.
А. Р.: –Джаз – это очень широкое понятие. Слишком широкое понятие, чтобы оно означало для всех людей одно и то же. Сколько раз мы играли на больших североамериканских джазовых фестивалях – там очень много музыки, которая стилистически не является джазом. Ни одного джазового аккорда нет. Поэтому очень сложно стилистически точно попасть в определение «джаз».
Б. Н.: – Сегодня идея джаза идет на поводу у толпы. Толпа обеспечивает успех фестиваля. Поэтому от джаза все больше и больше отказываются. Джаз становится все более сектантским. Что касается России – несомненно, есть некие ареалы, некие гетто, в которых джаз до сих пор процветает. Сейчас такое удачное время, когда можно спокойно поехать в Европу, в Америку учиться, привозить эти традиции сюда. К примеру, в аэропорту мне нужно было вспомнить одну джазовую мелодию, я быстро посмотрел в интернете и сразу же скачал картинку с нотами. То есть условия для постижения музыки сейчас такие, каких не было никогда. Идеальные. Весь вопрос в желании.
Вопрос с музыкой был решен. И все же – ведь не только в аккордах контрабаса содержится настоящая магия обаяния Billy’s Band.
– О ком вы поете?
Б.Н.: – Если говорить о лирическом герое песен, то это тот же самый Билли Новик, только с задержкой примерно на 7-8 лет. В песнях отражается тот автор, каким он был тогда. А, если мы исполняем старые песни, то уже и 15-20 лет назад, соответственно. Творчество подразумевает художественную переработку.
– А может, написать об этом книгу?
Б.Н.: – Книги – это хлеб издателей. Рано или поздно это случится. Всему свое время.
А.М.: – У каждого человека будет своя книга. Либо написанная, либо недописанная. Либо рассказанная соседу по купе.
Б.Н.: – Вообще Billy’s Band отличается своей мультиформатностью. Кто-то обвиняет нас в хамелионизме, но мне кажется, что это просто широкий творческий диапазон. Это, прежде всего, плацдарм для реализации творческого потенциала каждого из участников бэнда. И именно это и провоцирует некую мультиформатность.
– Может, поэтому у вас такая разная аудитория? И зрелые люди за сорок, и 16-летние подростки...
Б.Н.: – Это не к нам вопрос. Это лучше спрашивать у зрителей во время концерта.
А.М.: – Просто сорокалетние еще помнят, а молодые надеются.
Б.Н.: – Люди развиваются вне зависимости от своего возраста. Если вы видите седовласого старца, это не значит, что он много чего прожил и прошел в своей жизни. Он может быть абсолютно инфантильным и в душе 22-летним юнцом.
– В чем успех хорошего концерта?
Б.Н.: – Главное, чтобы народу на сцене не было больше, чем в зале. Это первое правило хорошего концерта. Мои коллеги со мной не согласятся, но я например очень люблю работать на корпоративах. Нет никакого фанатизма, нет постоянных просьб давать автографы… Играешь для людей. Они воспринимают тебя не через призму какого-то измененного состояния, а просто видят тебя в первый раз. Вот тогда играешь и чувствуешь, что делаешь именно то, что нужно.
Общение с Billy’s Band проходило очень легко. Передо мной сидели четверо обаятельных и умных мужчин, которые не переставали вести большой диалог – не только со мной, но и друг с другом, и с теми, кто придет слушать их музыку через три часа…
– У вас уже есть театр, есть годами отточенная концертная программа. Уличные выступления – для души. Что ждет Billy’s Band впереди?
Б.Н.: – Мы больше никуда не спешим. Наконец-то настал такой период, когда мы просто творим и получаем огромное удовольствие от всего, что мы делаем. И это прекрасно.
Р.S.:
– А ведь Billy’s Band – короли медляков, – отметил Билли уже со сцены. – И это, между прочим, большая ответственность. Потому что медленный танец, знаете ли, обязывает.