Воронеж, 11 декабря – АиФ-Черноземье
Сегодня советы мамам и папам дают Ирина Плотникова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии ВГМА и Светлана Комова, кандидат психологических наук, ассистент кафедры.
Фундамент – в образовании
АиФ: – Первоклассники носят такие ранцы с учебниками, что и старшекласснику не поднять - в современных школах очень высокая нагрузка! Как ребёнку справиться с этим?
Светлана Комова: Нужно учитывать индивидуальные способности ребёнка и нагружать его в меру. Если родители видят, что их сыну или дочери тяжелы дополнительные занятия, то необходимо их уменьшить. Больше внимания следует уделять подготовке в первый класс. Если вы видите, что ребёнок не может положительно обучаться в школе, то лучше отложить его обучение на год. Возможно, малыш физически или психологически не созрел. Если для взрослых год – это мелочи, то для ребёнка – это большой период.
АиФ: – Многие родители пытаются обучить дитя всему как можно быстрее, в три-четыре года малыши уже читают. Стоит ли так торопиться?
Светлана Комова: Если родители учат грамотно, то это даже приветствуется. Но часто у самих родителей неправильная методика обучения, в таком случае ребёнку будет очень сложно переучиваться. Лучше обратиться к профессионалам.
АиФ: – Как у родителей должна выстраиваться модель общения с учителями? Если в советской школе, когда учитель делал ребёнку замечание, отпрыска ругали, то сегодня родители часто воспринимают замечания в штыки и кидаются защищать ребёнка, считая, что не прав учитель…
Ирина Плотникова: В советской школе, эта проблема стояла не так остро, потому что авторитет учителя был чётко определён. Сегодня эта профессия является далеко не самой престижной. Какие специалисты приходят на смену советским учителям? Владеют ли молодые педагоги методами общения с учениками и их родителями? Однако и сами родители частенько допускают некорректное общение с учителями. Надо соблюдать этику межличностных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности сторон. Не стоит родителям оправдывать поведение своего ребенка в школе, не разобравшись в конфликтной ситуации с педагогом конфиденциально. Иначе ребёнок перестанет реагировать на замечания, зная, что родители всегда найдут ему оправдание. Несправедливое наказание тоже чревато последствиями – оно порождает чувство безысходности и, как следствие, неуверенности в себе.
Родителям и учителям необходимо действовать совместно, выработав общую стратегию.
Выбор с детства
АиФ: – Как родителю общаться с ребёнком, чтобы тот его не только слышал, но и слушал?
Светлана Комова: Изначально надо строить отношения на равных, давать право выбора. Даже если ребёнку всего три года, следует спрашивать: как ты считаешь, что выбрать? Важно слышать, что говорит ребёнок и воспринимать его слова серьёзно. Уже в раннем детстве закладывается основа взаимоотношений, от которой зависит, будет ли ребёнок слушать родителей в подростковом возрасте.
АиФ: – У современных детей нет границ. Родители всё им разрешают…
Ирина Плотникова: Возможно, это происходит из-за того, что родители слишком много работают и мало времени могут посвятить детям, поэтому процесс воспитания носит поверхностный характер. В короткие минуты общения они разрешают ребёнку всё, что тот захочет, тем самым компенсируя своё отсутствие в его жизни. Недостаток родительского внимания в детстве приводит к проблемам во взрослой жизни детей. И это не только разрыв родственных связей детей с уже постаревшими родителями, но и одна из причин совершения противозаконных действий.
Защита или манипуляция?
АиФ: – Сегодня ведётся много споров вокруг ювенальной юстиции. Сможет ли эта модель работать в нашем обществе?
Ирина Плотникова: А почему нет? Основная задача ювенальной юстиции – защитить ребёнка. У нас что - детей не убивают? Мама запросто даёт ребёнку подзатыльник в магазине, когда тот капризничает. Но кто виноват в том, что ребёнок не знает, как вести себя в общественном месте? Мама! Да, бывают редкие случаи, когда у ребёнка какие-то врожденные патологии, которые не позволяют сдерживать эмоции, но за это не наказывают. Чаще это огрехи воспитания. За что мама его бьёт? Он - ребёнок, ему пять лет, он не понимает, что у мамы нет денег, чтобы купить игрушку, потому что она не объяснила своему ребёнку, когда можно купить желаемую вещь, а когда нет. Ювенальная юстиция не даёт права давать этот подзатыльник. Но вопрос всё же спорный. Ведь дети могут воспользоваться своими правами, чтобы манипулировать мамой и папой. Если принимать такую модель защиты детей, то так, чтобы не были ущемлены права ни детей, ни их родителей.
АиФ: – А какими принципами взаимодействия надо руководствоваться родителям, чтобы их дети нашли себя во взрослой жизни и были счастливы?
Ирина Плотникова: Эти принципы сложились в процессе развития общества. Ребёнок воспринимает мир в соответствии со своим индивидуальным развитием. Сначала он берёт игрушку в рот, потом ломает её, играет с ней, а потом начинает создавать. И не надо нарушать эту схему. Развитие должно быть природосообразным. Пятилетнему ребёнку нельзя преподавать высшую математику! Как в природе: волчица своих детёнышей сначала кормит молоком и не разрешает покидать логово, по мере взросления потомство выходит из убежища и пробует животную пищу, принесённую родителями, а потом волчонок самостоятельно пытается добыть еду и защитить себя. Человек часть природы, и если схема нарушается, то могут возникать проблемы. Маленький ребёнок ломает вещи в квартире, рисует на обоях. И запретить ему это – то же самое, что не дать волчонку попробовать «живого» мяса. Как ребёнок будет знать, что нельзя, если он этого не пробовал?
Смотрите также:
- «Не соответствует ожиданиям». Психолог о том, почему возвращают «приемышей» →
- Как стать гением: Воспитание детей начинается с родителей →
- Воспитываем будущее. Зачем ребёнку детский сад? →