Число доноров среди орловчан резко уменьшилось

   
   

Орёл, 26 февраля – АиФ-Черноземье

С чем это связано и как сами доноры относятся к новому закону, «АиФ-Орёл» и попытался выяснить.

Диссонанс появился с самого начала

В рамках старого закона Орловская станция переливания крови (СПК) работала с 1993 года. По официальной статистике, в год здесь насчитывается около 23 тысяч кроводач. Однако новый закон эту благоприятную картину несколько пошатнул.

– За тот месяц, который прошёл со дня вступления закона в силу, мы отмечаем некоторый спад донорской активности, примерно на 20-25%, – рассказывает Галина Ковтун, заведующая донорским отделом СПК. – Но основная проблема связана даже не с тем, что у людей поубавилось мотивации, а с самим законом в принципе. Дело в том, что вместе с ним были предусмотрены 19 нормативных актов, которые Минздрав должен был разработать для успешного его внедрения. Из этих нормативов вовремя принято только три, поэтому и появился некий диссонанс.

Поясним, до 18 января 2013 года Орловская станция переливания крови работала по старому постановлению правительства области, которое на местном уровне регламентировало всю её деятельность. Теперь же, вместе с введением закона, это постановление должно быть отменено, а вместо него утверждается новое. И пока это не сделано, некоторые функции, связанные с взаимодействием доноров и СПК, осуществляться не могут. Так, например, станция полностью приостановила выезды в районы: не установлены нормы питания в выездных условиях, а работа по старой схеме противоречит новому закону. Как следствие, число районных кроводач падает.

   
   

Но это не единственная причина. Также сократилось количество платных доноров. Сейчас денежная компенсация для них снизилась примерно на 35%. Кроме того, получить бесплатный завтрак и обед они, как раньше, уже не смогут. К слову, оно и немудрено, ведь основная цель нового закона – уравнять всех российских доноров и сделать безвозмездную сдачу крови приоритетной. Возможно, идея не такая уж и плохая, однако, судя по первым её шагам, видно, что похрамывает. И больше всего в той части, что касается экстренности.

– Допустим, произошла какая-то крупная авария, и пострадавшим нужна определённая группа крови. В таких случаях мы звонили своим донорам, они приезжали и сдавали кровь, за это получали деньги. Сейчас в документах такая схема не прописана. Вызвать платного донора с редкой группой крови теперь невозможно, – сетует Галина Алексеевна.

Удвоенное питание вместо денег

Для полноты картины не лишним будет пройтись и по отдельным положениям закона. Как уже было сказано, его основная направленность – развитие безвозмездного донорства. В этой сфере, помимо льгот, на которых мы остановимся чуть ниже, изменения коснулись непосредственно взаимоотношений станции и донора. Теперь платить «безвозмездникам» нельзя (раньше они получали 80 рублей за каждую сдачу крови), вместо этого в законе предусмотрена иная система питания. Так, помимо традиционного завтрака, – он станет лучше, кроме сладкого чая и печенья, добавится сок и минеральная вода, – доноры будут получать талоны на обед. И здесь есть небольшая загвоздка. В рамках станции обеспечить людей обедом невозможно, поэтому столовая будет выбираться по конкурсу. То есть врачи смогут проследить лишь выдачу талонов, а дальше донорам предстоит уповать на добросовестность сотрудников общепита.

То же касается и льгот – главным образом они полагаются «почётным донорам» – на внеочередное бесплатное медицинское обследование: это право напрямую будет зависеть от чистоплотности докторов. Кроме того, льготники ежегодно получают выплаты в размере чуть более 11 тыс. рублей, наделяются правом первыми приобрести путёвки в санатории по месту работы или учёбы, а также получить оплачиваемый отпуск в любое удобное для них время. Что же касается обычных безвозмездных доноров, то из льгот им положено лишь питание и право на путёвку в санаторий.

Конечно, для большинства орловских доноров сдача крови – дело сугубо безвозмездное. Многие из них даже не знают, что им полагаются какие-то компенсации. Они следуют зову сердца, проявляют солидарность с теми, кто оказался в беде, делая то, что должно. Поэтому с новым законом предстоит разбираться по большей части работникам станции, ведь на их плечах лежит задача пополнения банка крови и организации адресной, в том числе экстренной помощи.

Смотрите также: