Невозможно писать для детей и думать при этом как взрослый

   
   

Липецк, 7 апреля – АиФ-Черноземье

«Меня читают дети от восьми до восьмидесяти восьми лет», – в шутку говорит о своём творчестве Лариса Шевченко.

Она всю жизнь мечтала писать для детей, но свою первую книгу издала только в 52 года. И это как раз тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда. Сегодня её произведения читают не только липецкие дети и взрослые, аудитория поклонников раскинулась чуть ли не по всей России. Накануне Всемирного дня детской книги, который отмечается 2 апреля, популярный автор стала гостем редакции «АиФ-Липецк».

Создать культ семьи

АиФ: –  Лариса Яковлевна, через все ваши книги красной линией проходит тема детского сиротства. Почему вы решили к ней обратиться?

Л.Ш.: – Наверное, потому что она мне очень близка. Первые годы моей жизни прошли в детдоме. Кроме того, я сама очень люблю детей и всегда за них переживаю. Не могу пройти мимо плачущего ребёнка. А детдомовские дети особенно нуждаются в заботе и внимании. Хотя нынешние воспитанники казённых учреждений – не те, что были раньше, 60 лет назад. Тогда 95% детей, покидая приют, становились нормальными людьми и только 5% опускались на дно. Сейчас всё наоборот.

АиФ: – Почему дети так сильно изменились?

   
   

Л.Ш.: – На мой взгляд, тому несколько причин. Первая – раньше в детских домах было много детей вполне нормальных родителей, которых отдавали в казённые учреждения, чтобы спасти от голодной смерти. Сейчас в приюты в основном попадают ребята из неблагополучных семей. Вторая причина – безразличие нашего общества. Дети, тем более чужие, сегодня никому не нужны. А ведь их тоже надо воспитывать. Вот и получается, что из детдомов выходят не приспособленные к жизни молодые люди. Они не хотят работать, не уважают и не ценят чужой труд. 

АиФ: – Сегодня всё чаще говорят о том, чтобы вовсе закрыть детские дома, а детей передать в семьи. Как думаете, это возможно?

Л.Ш.: – В любом обществе всегда будет определённый процент неблагополучных семей. Другое дело – нужно стремиться к тому, чтобы таких было как можно меньше. А для этого надо заниматься в первую очередь воспитанием подрастающего поколения. Необходимо создавать культ семьи, повышать престиж профессии учителя. Ведь сегодня в пединституты в основном идут те, кто не смог больше никуда поступить. Какие из них педагоги? Троечный учитель воспитывает троечных детей.

Деньги правят миром

АиФ: –  Проблема, действительно, серьёзная, но вернёмся к вашему творчеству. Правда ли, что писать для детей сложнее, чем для взрослых?

Л.Ш.: – Безусловно. Для взрослых ты пишешь языком, на котором разговариваешь сам. А для детей нужно писать их языком – простым и понятным. Для этого автор сам должен оставаться в душе ребёнком. Мне, например, в этом смысле было просто. Когда я писала свою первую книгу, то ощущала себя шестилетней девочкой. Я очень хорошо представляла то, о чём рассказываю. Невозможно писать для детей и думать при этом как взрослый. 

АиФ: –  Поэтому-то мы сегодня не слышим новых имён в детской литературе?

Л.Ш.: – Да нет, я считаю, причина в другом. Писатель сегодня не может заниматься просто творчеством, ему приходится самому издавать свои книги, а потом их продавать. Нет централизованной системы, и в этом вся проблема. Хотя говорят, что всё решает рынок. Ничего он не решает. Издаются не те, кто пишет хорошие книги, а те, у кого есть деньги. То же - на телевидении. Показывают тех, кто больше заплатит. К сожалению, деньги сегодня правят миром. 

АиФ: –  Возможно, из-за недостатка российских детских книг у нас так популярен английский Гарри Поттер?

Л.Ш.: – Он популярен, потому что в его раскрутку были вложены миллионы. В наши дни книга стала обычным товаром. А дети любят подражать – если у друга есть книга, то и я хочу такую. Но чему ребёнок, прочитав её, может научиться? Детская литература должна не только развлекать, но ещё и воспитывать. Обязательно нужен положительный герой, с которого бы дети могли брать пример. А как может быть героем Гарри Поттер, который призывает за зло воздавать злом? Страшно, что сегодня героями для наших детей становятся убийцы, бандиты и другие отрицательные персонажи. 

Талант быть человеком

АиФ: –  Многие говорят о том, что дети сейчас вообще мало читают. Как думаете, почему?

Л.Ш.: – У современных детей сейчас много соблазнов и выбор не всегда в пользу книги. Поэтому многое зависит от родителей. Если они будут рассказывать детям, какое это богатство – книги, как они учат нас сопереживать, сочувствовать, они будут читать, поверьте. В интеллигентных семьях дети читают, потому что любовь к чтению там прививают с раннего детства. 

АиФ: –  Но в последнее время наметилась ещё одна тенденция - электронные книги стали вытеснять бумажные …

Л.Ш.: – Я не против электронных книг, но моё глубокое убеждение – детские книжки должны быть непременно бумажными. Для ребёнка важны ощущения. Однажды в моей жизни был такой случай. Когда меня только привели в детский дом, первое, на что я обратила внимание, был сундук с игрушками, я ухватилась за него ручонками и заглянула внутрь. Так вот я до сих пор помню эти ощущения.

АиФ: –  Значит, не стоит бояться, что однажды компьютеры заменят детям всё остальное?

Л.Ш.: – Компьютер – вещь хорошая, но это всего лишь инструмент. Открытия совершаются человеком на почве знаний,

которые он получил. И об этом не стоит забывать. А то у нас любят впадать в крайности: спускать все деньги на покупку компьютеров, а то, что в классах стоят приборы, которым по двадцать-тридцать лет, никого не волнует. Что же касается разговоров о маленьких компьютерных гениях, то лично я считаю: все дети рождаются талантливыми, но сумеют ли они сохранить в себе этот талант – прежде всего, быть человеком, - зависит от них и от взрослых.

Смотрите также: