Закрывая сельские школы, рискуем «закрыть» и сами сёла

Воронеж, 31 мая – АиФ-Черноземье. В Воронежской области вовсю идёт оптимизация и реорганизация сельских школ. Школы закрывают или превращают в филиалы более крупных учебных заведений. Причину называют простую: детей в сёлах всё меньше – учить некого…

   
   

В эти дни в Панинском районе области решается судьба ещё одной школы – на грани ликвидации девятилетка села Красные холмы.

Люди против

                                                                         
Справка
В 2009 году в Воронежской области насчитывалось 887 школ, из них 669 – сельских. В 2012 году количество школ снизилось, их стало 812, из которых сельских – 592. При этом количество учеников в сельских школах за эти годы увеличилось. Если в 2009 году там обучались 52 466 человек, то в 2012 году уже 59 338 человек. А вот учителей на селе за эти годы стало меньше. В 2009 году их было 8615, а в 2012 – 7461.

Маленькая школа им. Дзержинского расположилась в старом здании. Когда-то её уже закрывали: всех учеников перевели в село Ивановка, а на месте школы осталась молельная комната для селян. Но потом в новой школе случился пожар – сгорела крыша, восстанавливать её не стали, и ученики снова переехали в Красные холмы. В 2007 году здание основательно отремонтировали: здесь появились пищеблок и котельная. Единственное – туалет по-прежнему оставался на улице. Ремонт делали всем миром: работали и жители села, и учителя.

– Все родители против закрытия школы, – говорит Зоя Галай, жительница села, мама двоих детей, которые учатся в школе. – Мы не хотим, чтобы детей возили за 18 километров. Страшно далеко отпускать ребёнка! Тем более, что в следующем году и учеников прибавится: в селе есть первоклашка, а летом сюда переедет семья с тремя детишками, все – школьного возраста.

Но пока в школе учатся всего 12 детей, причём трое из них в этом году выпускаются. О возможном закрытии школы всех предупреждали ещё год назад.

                                                                         
Комментарий
Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области:

– Основной задачей оптимизации общеобразовательных учреждений, особенно в сельской местности, является необходимость повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Именно для этого учащихся основного и среднего звена реорганизуемых школ переводят в базовые общеобразовательные учреждения, обеспеченные квалифицированными педагогическими кадрами и современным учебным оборудованием.

– Создана экспертная комиссия, которая занимается проблемами этой школы, – рассказывает Лариса Телкова, руководитель отдела образования администрации Панинского района области.– Родителям предлагают возить детей на школьном автобусе в Мировскую школу, она соответствует всем требованиям – там хорошее здание, есть столовая, спортзал. Есть альтернативное закрытию решение: реорганизация. Тогда в Красных холмах будут учиться только начальные классы, а старшеклассники всё равно отправятся в Мировскую школу.

   
   

Вершина айсберга

Вопрос должен решиться до 1 июня. Кстати, 12 человек из Красных холмов ранее сами перешли в Мировскую школу. Говорят, детям там нравится – и здание лучше, и учеников больше. Чиновники обещают, что учителя после закрытия не останутся без работы – их тоже переведут. Но родители по-прежнему против.

– Мы вбухали кучу денег в газ, а теперь что? – горько спрашивает Зоя Владимировна. – Школа – единственное, что осталось в нашей деревне. Если её закроют, здесь не останется ничего! Мы просто уедем отсюда.

Кстати, в 2011-2012 учебном году в регионе закрылось 8 школ, из них 7 находились в сельской местности. Ещё 11 школ (из них 10 в селе) были реорганизованы – присоединены к другим общеобразовательным учреждениям. В 2012-2013 учебном году планируется закрыть ещё 10 школ и реорганизовать 7.

Плохо даже не то, что детям придётся ездить в соседние населённые пункты на учёбу. Главное, что после закрытия школ мы рискуем «закрыть» и сами сёла. Они попросту вымрут.

Ольга Картавцева, пред. регионального отделения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»

– Закрытие школ касается всех: родителей, детей, села, муниципалитета. У каждой из сторон есть свои аргументы. Бывают доводы, связанные с сегодняшним и с будущим днём. Например, сохранение здоровья ребёнка – это будущее, а для этого необходимы нормальные условия обучения в школе. Но важен и вопрос безопасности. Сколько детей в стране пропало без вести по дороге от остановки до дома! Какое расстояние понадобится пройти до места, где ждёт школьный автобус? Не будет же он подъезжать к каждому дому!

Нужно также обратить внимание и на безопасность дорог. Если придётся ехать по федеральной трассе, как, например, в Нижнедевицком районе, то это, конечно, небезопасно.

Возможно, следует расширить рамки начальной школы – оставить в сёлах шестилетки, а старшеклассников переводить в более крупные школы. Но и здесь мы сталкиваемся с проблемой: отличник будет стоять на остановке и ждать автобус, а какой-то ребёнок может до этой остановки и не дойти. И директор за ним уже не пошлёт, потому что далеко.

Мне кажется, что принимая решение о закрытии школы, нужно смотреть на перспективы села, причём не на 2-3 года, а хотя бы лет на 7-10. Может, там построят крупное предприятие, и школа будет необходима. Ведь если мы забираем детей из села, они туда уже не вернутся. Так что следует всё взвесить, прежде чем принимать решение по конкретной школе.

Смотрите также: