Воронеж может стать центром интеллектуальных технологий

Воронеж, 18 июня – АиФ-Черноземье.  Об этом рассказал Юрий Курносов, руководитель проекта, доктор философских наук, профессор, который на днях по приглашению и. о. мэра Геннадия Чернушкина и группы экспертов приехал в Воронеж, чтобы представить свою новую книгу «Аналитика как интеллектуальное оружие».

   
   

Государственный вопрос

АиФ: – Юрий Васильевич, успешное развитие города ассоциируется в первую очередь с прогрессом в ЖКХ, градостроительстве, благоустройстве. А чем может помочь работа аналитических организаций?

Ю.К.: – Проект «Русская аналитическая школа» нацелен на усиление интеллектуальной и аналитической составляющей в процессах управления государством, регионом, городом. Дело в том, что любой руководитель, прежде чем принять решение, должен правильно оценить ситуацию, расставить приоритеты, выявить кризисные точки и противоречия, образующие ткань проблемы. И здесь необходимы аналитические навыки. 

Аналитики – штучный товар. На Западе их часто называют «яйцеголовыми». Сегодня в России их не готовит ни одно учебное заведение. Все наши аналитики – самоучки. И всё же аналитика – это научная дисциплина.

Например, город как система может находиться в разных базовых состояниях. Он может просто функционировать, может расти, а может развиваться. Управлять возможно только системой, которая развивается, так же как управлять машиной, только если она едет, а не стоит на месте. Часто бывает, что необходимые ресурсы есть, а руководитель боится нового, не смел и не быстр в принятии решений. Между тем решения должны быть и быстрыми, и адекватными ситуации.

АиФ: – Чиновники должны сами осваивать аналитику? Или решения им будут подсказывать «яйцеголовые»?

   
   

Ю.К.: – Сейчас целый ряд вузов и, прежде всего, Академия народного хозяйства и госслужбы при президенте и Российский университет дружбы народов прорабатывают идею усиления аналитики: планируется введение специализаций по основам информационно-аналитической деятельности, создание специальных кафедр, подготовка учебных пособий и программ. Активно используются аналитические подходы и методики финансовой аналитики в деятельности Счетной палаты России. Конечно, управленцы должны сознательно учиться аналитике. В Воронеже уже сложилась инициативная группа, и у руководства города есть прекрасная возможность использовать наработки, которые уже есть в этой сфере. Например, за рубежом очень активно позиционируют себя т. н. «фабрики мысли». В Америке их около трёхсот. Можно назвать RAND Corporation в городе Санта-Моника в Калифорнии, DARPA – оборонное агентство перспективных инновационных проектов, Гуверовский институт, фонд Карнеги и многие другие центры, которые помогают органам власти и силовым структурам эффективно использовать различные методы обработки информации.

Кстати, само понятие «системный анализ» – ядро аналитической работы – родилось как раз в RAND Corporation. В России сегодня аналитический блок ослаблен. Многие управленческие решения даже на высших уровнях власти принимаются не вполне продуманно. В позапрошлом году я проводил четырёхчасовое занятие с аппаратом Госдумы. И был разочарован. Чиновники, которые направляют информационные потоки, должны владеть навыками сбора, систематизации, классификации, системного анализа, прогнозирования. Но у меня сложилось впечатление, что там работы непочатый край.

Учиться нужно всем, и это государственный вопрос. Но лёд трогается очень медленно.

Серьёзная аналитика позволяет сделать прозрачными многоходовые схемы коррупции, ухода от налогов и т.п. Вы знаете, что консолидированный бюджет государства недополучает до трети обязательных налоговых поступлений? И когда я слышу о том, что бюджет Воронежа составляет 13 млрд. рублей… Мы могли бы удвоить бюджетное финансирование десятку таких городов! Сегодня между бизнесом и государством пропасть, идёт игра в кошки-мышки. Из 60-70 млрд дол., которые хранились в банках Кипра, до 20 млрд – наши, русские деньги.

Где конкурсы?

АиФ: – И что нужно для того, чтобы в России появились свои «фабрики мысли»? Такую структуру формальным распоряжением не создашь…

Ю.К.: – В DARPA работают всего 240 человек, а её ежегодный бюджет – более трёх миллиардов долларов. И результаты налицо. Эта организация создала Интернет, мобильный телефон, систему GPS, активную броню для танков, самолёты-невидимки «Стелс» и многое другое. У «яйцеголовых», которые там работают, большая экспертно-аналитическая сеть.

В России же фабрики мысли создаются без участия государства, снизу. Но воинам-одиночкам очень трудно сражаться с целыми полчищами западных аналитиков. Наш первый вице-премьер Рогозин заявил, что будет создана русская DARPA. После этого прошло полтора года, создан попечительский совет, но решительных шагов нет. А ведь в любом городе России проходят конкурсы «Мисс красоты». Но простите меня, а где конкурсы аналитиков? Я ничего не имею против фитнеса, но молодёжь надо ориентировать и на интеллектуальное развитие! Форма без содержания – ничто.

В России очень много хороших, рабочих идей, но для того, чтобы их воплотить, нужны государственная воля и финансирование. Ростки нового надо лелеять, потом они принесут серьёзную прибыль. Я не сомневаюсь, что на базе Воронежа можно было бы провести всероссийский конкурс молодых аналитиков. Почему нет? Ведь на эту роль пока не претендует ни один другой город. Нужен хороший призовой фонд. Например, 1 млн рублей – это нормальные деньги для молодого человека. Этот конкурс станет стимулом для десятков тысяч людей.

АиФ: – Но ведь не секрет, что люди сегодня приходят во власть благодаря принадлежности к тому или иному клану. Интеллектуальный отбор станет настоящей революцией…

Ю.К.: – Да, именно поэтому идея развития аналитики пробивается трудно. Ведь аналитика – это самое важное средство борьбы с коррупцией, которое позволяет быстро оценить центры сил в регионе, ресурсы, которыми они располагают, сферы интересов, механизмы противоборства. Но аналитика - это и настоящее интеллектуальное оружие, без которого любой управленец бессилен. Например, Россия в противостоянии с Западом – неопытный игрок, который сел играть в карты с шулером. При этом тот внезапно переходит на игру в шахматы и домино – меняет правила, как захочется. А мы не успеваем. Хроническое запаздывание может сыграть роковую роль. Не поменяли вовремя трубы или кабель в метро – возникла чрезвычайная ситуация, которая привела к гибели людей и многомиллиардным тратам. 

Невидимый фронт

АиФ: – Когда-то Воронеж обладал мощной оборонной промышленностью. Сегодня он ищет новую идентичность. Могут ли здесь помочь аналитики?

Ю.К.: – Идея – очень сильная вещь. В бизнесе хорошо окупаются вложения в бренды, товарные знаки. Свои бренды должны быть и у города. Воронеж воспринимается в целом позитивно. Мы помним Воронежский фронт. Город стоял насмерть. Сейчас идёт интеллектуальное сражение, которое можно сравнить с Великой Отечественной войной. И у Воронежа колоссальные перспективы. Здесь есть интеллектуальная элита, инициативные люди, и их труд обязательно принесёт плоды. 

АиФ: – А есть ли надежда, что новое поколение аналитиков сможет достойно соревноваться с западными коллегами?

Ю.К.: – Сегодня центры управления СМИ и важнейшими промышленными объектами вынесены за пределы России. И это очень опасно. Без усиления интеллектуального, аналитического начала мы даже не поймём, кто нами управляет. Но у меня есть оптимизм, я внутренне убеждён, что молодёжь может быстро взять на вооружение накопленный старшим поколением опыт. 

Человек с высшим образованием, у которого созрела внутренняя потребность быть аналитиком, может очень сильно вырасти уже за 2-3 месяца. Через тренинги, игро-технические модули, методологические семинары он получает навыки смысловой обработки информации. Да и, несмотря ни на что, Россия развивается. У меня большая переписка – во многих регионах, в том числе в Воронеже, идут позитивные процессы.

Смотрите также: