Воронеж, 4 июля – АиФ-Черноземье.
Событий, подобных соревнованиям лётных экипажей «Авиа-дартс», отечественные ВВС не знали с советских времён. Состязания торжественно открылись во вторник на плацу Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина.
Воля и характер
– Лётный состав – это сконцентрированная воля, характер, умение идти на риск, – качества, которые предстояло показать участникам «Авиадартса», – перечислил Владимир Михайленко, лётчик, полковник в отставке, председатель регионального отделения Союза ветеранов Афганистана.
Пилотов поздравили и совсем юные ребята. Под звуки армейских песен мастерство настоящих спецназовцев показывали сироты, воспитанники школы-интерната из села Сосновка Кировской области, которых опекают ветераны подразделения «Альфа». Ребята сходились в рукопашных поединках, разбивали кирпичи. Один из парней прокатился спиной по битому стеклу, у другого на животе молотом разбили бетонную плиту.
Поcле этого физическую готовность должны были показать уже сами лётчики – сначала на турнике, потом в бассейне. Ведь у пилотов даже физкультура особая. Многокилометровые марш-броски им ни к чему, зато необходимо тренировать вестибулярный аппарат и уметь переносить кислородное голодание. А поэтому, как ни странно, перед тем, как подняться в небо, нужно тренироваться под водой.
ВВС отнюдь не собирались скрывать свою мощь – все дни за соревнованиями внимательно следили журналисты. Забавным эпизодом праздника стал конкурс на самого спортивного сотрудника СМИ – подтягивание, стометровка и стрельба из «Макарова». Награда победителю – кожаный лётный шлем и куртка пилота.
«Грачи» против «Панциря»
На следующий день лётчики соревновались в теории. Четверг был посвящён технике пилотирования и навигации. Пятница – последний и решающий этап: экипажи должны атаковали цель. С утра на аэродроме «Балтимор» выстроились «грачи» – Су-25, основная машина штурмовой авиации, за 30 лет отлично показавшая себя в крупных и мелких войнах. Штурмовики поддерживают действия сухопутных войск, днём и ночью кружа над полем боя.
Техники распечатывают ящики с ракетами и заряжают самолёты. По четыре неуправляемых реактивных снаряда под каждое крыло и десять снарядов для пушки под корпусом – сегодня они полетят к целям на полигоне Погоново.
Пишущую и снимающую братию туда доставили вертолётами Ми-8. Руки сами потянулись к фотоаппаратам –
не для газеты, а для себя – на память. Но только коллега заняла фотогеничное положение рядом с трапом, передав товарищу планшетник, как раздался возмущённый крик пилота. Ведь беспокойные пассажиры пошли на натуральное святотатство: фотографироваться перед вылетом – к несчастью. А в авиации приметы чтут свято.
Прямая речь | |
---|---|
Виктор Бондарев, главнокомандующий ВВС России, генерал-лейтенант: – Практически все экипажи справились прекрасно. Конечно, были и оценки «удовлетворительно», но мы не поставили ни одной двойки. Через год победителей зачислят в Академию ВВС. Планируется, что в следующем году в соревнованиях будут участвовать Су-34, Су-27, МиГ-29, да и практически вся авиация. Инженерно-технический состав работал в жесточайших условиях, при высоких температурах. Плюс огромное напряжение. То, как сработает самолёт или вертолёт, во многом зависит от техников. Поэтому им тоже огромное спасибо. В следующем году мы планируем поощрять и лучшие технические экипажи. |
Вскоре все повернулись лицами к небу, по которому с шумом винтов шли вертолёты – Ми-28, «летающие танки» Ми-24 и «аллигаторы» Ка-52. Затем поражать цель принялись «грачи». Авиабаза «Липецк», авиабаза «Кант – Киргизия», авиабаза «Будённовск»… – Сергей Соков, ведущий авиашоу, объявлял, откуда на соревнования прибыла каждая пара машин. Раз за разом разносились выстрелы пушек и гул ракет, над горизонтом взвивались столбы дыма. Иногда щит разлетался на куски, иногда снаряд ложился поблизости, случалось, шёл мимо. Результаты проверяли несколько раз: видеоизображение щитов давал круживший над полем беспилотник, специалисты измеряли координаты теодолитами, а вечером судьи сами выехали к целям и убедились в точности оценок. Между тем пилотам нужно было не только поразить мишень, но и преодолеть зенитные ракетные комплексы «Панцирь», занявшие оборону моста под Вязноватовкой. А пролетая над полигоном, они постоянно выстреливали ложные тепловые цели, чтобы обмануть ПЗРК «Стингер» и «Иглу», стрелявшие с земли.
Постепенно к командному пункту прибывала публика. Лишних не было: по приказу заняли скамейки курсанты, оживлённо беседовали вчерашние школьники, а сегодня – абитуриенты академии, резвились вокруг стульев и навесов, примеривали голубые фуражки дети военных.
Чётко и вовремя
– Это для вас соревнования, а для нас привычная работа, – поделился с журналистами, Алексей Мижарёв, командир звена, майор из Будённовска. – Сложность была в том, что на подготовку отводилось очень мало времени. Главным было уяснить поставленную задачу, понять, что мы должны показать.
Лучшими среди вертолётчиков стали экипажи из Кореновска: ведущие Андрей Скиданчук, капитан, командир звена, Гаджимурад Курбанов, майор, штурман звена и ведомые Станислав Шехурдин, лейтенант, командир вертолёта, и Александр Мишин, лейтенант, штурман звена. Трём экипажам, показавшим лучшие результаты, предоставлено право поступления в Военно-воздушную академию им. Жуковского и Гагарина без экзаменов.
Поздравил главком и победителя среди журналистов – им стал корреспондент «АиФ-Черноземье».
Торжество завершилось, но пилоты были по-прежнему неразговорчивы. Ещё бы: впереди полёт домой, так что все приметы в силе.
Смотрите также:
- Как «бомбили»? На «Авиадартс- 2015» прошли воздушные бои →
- «Формула-1» в небе. Как проходят гонки планеристов →
- Афганцы. 20 лет спустя →