ЕГЭ – панацея от коррупции в вузах?

   
   

Курск, 9 июля – АиФ-Черноземье. 21 июня стали известны результаты последних ЕГЭ, которые заметно порадовали выпусков и вызвали немало скандалов. В итоге Курская область показала рекордные результаты за все годы ЕГЭ. По нашим подсчётам, 119 работ курских школьников получили наивысший балл. 

Официальные цифры ещё не озвучивались, и немудрено. Работы «стобалльников» ждёт ещё одна проверка: буквально на днях комитет образования Курской области принял решение перепроверить работы всех «стобалльников».

В Курской области 100 баллов сразу по трём предметам получили три выпускника. Все они закончили школы областного центра. Настя Денисова, выпускница гимназии № 44, написала на 100 баллов русский, а победы на двух всероссийских олимпиадах для неё зачтутся также как высший результат.

Михаил Шумилин высшего результата достиг в русском, химии и биологии, а Артём Малахов – в физике, математике и русском. Теперь этим ребятам доступны бюджетные места любых российских вузов, но со своим выбором они уже определились.

«АиФ-Курск» узнал, сколько стоит стобалльный результат и довольны ли сами школьники ЕГЭ?

«Мне было принципиально проверить себя»

   
   

Анастасия Денисова с выбором профессии определилась ещё в пятом классе. Тогда она твёрдо решила, что хочет стать международным журналистом. Поэтому с девятого класса начала активно участвовать в олимпиадах соответствующего профиля, а после девятого класса перешла в 44-ю гимназию.

Настя признаётся, что заработать 300 баллов было не так уж легко.

– Ушло много и физических, и моральных сил. На олимпиады по России я ездила с девятого класса (была призёром), за три года уже накопился определённый опыт. С английским было сложнее, потому что за 10-й и 11-й класс мне пришлось значительно поднимать свой уровень. Во многом помогли учителя. Но всё-таки я очень много занималась сама: решала тесты высокого уровня сложности, читала словари фразовых глаголов и выражений. На отдых времени практически не было, но оно того стоило. Тем более на олимпиаде по английскому очень много детей, учащих язык с самого детства или даже билингвальных, я же серьёзно и упорно занялась языком лишь в 10-11-х классах, когда перешла в гимназию. Серьёзно готовилась и к ЕГЭ. Учитывая то, как нечестно в этом году проходил экзамен, результат для меня был приятной неожиданностью. Но я была уверена во всех своих ответах, потому что занималась как следует с первого класса, а не хваталась за голову лишь в 11-м. Я ничего не могу сказать о проверяющих, но и на городских, и на областных олимпиадах, и на ЕГЭ были те, кто в открытую пользовался телефоном, а на замечания только огрызался. Но я думаю, это не помешало именно по-настоящему заинтересованным ученикам пробиться вперёд. Мне было принципиально проверить себя, поэтому даже мысли искать КИМы или ответы не было. У каждого свои цели.

У Насти цель – поступить на бюджет на факультет журналистики в МГУ или МГИМО.

Живой ум и капелька удачи

Михаил Шумилин на сто баллов сдал три предмета: русский, химию и биологию. Выпускник школы № 29 со своим выбором определился также давно. Парень хочет стать врачом, правда, каким именно, ещё не определился. А поступать он собирается в Курский государственный медицинский университет.

– Моя подготовка состояла из еженедельного посещения двухгодичных курсов по биологии и химии, устраиваемых КГМУ, посещения школьных занятий и элективных курсов по русскому языку, проводимых нашим учителем русского языка, и самостоятельных занятий, – рассказывает парень. – Но свободное время у меня в этот период всё-таки оставалось: биология и химия занимали всего два вечера в неделю. Самостоятельные занятия тоже не сильно нагружали меня. Так что в моём случае о стереотипных заучках можно забыть. Если человек довольно серьёзно к этому подходит, обладает «живым» умом, капелькой удачи и избытком свободного времени, ЕГЭ на 100 баллов написать можно. И чуть не забыл, ему должно быть комфортно заниматься выбранными предметами.

Своё мнение вчерашний школьник имеет и на процедуру проведения ЕГЭ.

– Не понравилась шумиха вокруг выложенных в сеть КИМов и ответов. Если они были настоящими, то люди, нашедшие эти КИМы, уже молодцы. К тому же они их прорешивают, т. е. если человек совсем глуп, то ему, по-моему, это не поможет. Если же выпускник нашёл ответы, и они совпали, то ему повезло. Но ответы же подготавливаются самими учениками и не лишены ошибок. Но в вузы, я думаю, брать стоит не только по результатам ЕГЭ, но также по среднему баллу аттестата, плюс должны учитываться результаты олимпиад всех рангов.

Мнения

Олег Радин, художник и галерист:

– ЕГЭ – это глупость. Порой мне кажется, что это заранее спланированная акция по уничтожению нашего образования. И в вузы студентов надо принимать по среднему баллу аттестата. Нельзя ставить акцент на определённых предметах. Допустим, на точных науках, хоть это и техническая специальность. Человек, не знающий поэзию, становится бездушным. Выпускник должен быть всесторонне развитой личностью и получать общее образование, а не узконаправленное. У нас сейчас получается много хороших специалистов, но бездушное, безнравственное общество.

Юрий Филиппов, декан филологического факультета КГУ:

– Этим результатам, в принципе, можно верить. Стобалльники могут быть. Ведь на самом деле там задания не такие уж и сложные. И дети, которые приходят к нам в вуз, отвечают набранным на ЕГЭ баллам.

Но я всё же против ЕГЭ в целом. Выпускнику надо давать право выбора – возможность продемонстрировать свои знания так, чтобы их объективно оценили. Не сложились у него отношения с учителем в школе, он его неадекватно оценивает, а такое бывает, пусть сдаёт ЕГЭ. Хочет, чтобы его слушали, пусть сдаёт в школе. А вузу будет лучше так, как лучше детям. Портфолио не выход. Туда легко можно множество незаслуженных достижений «приписать».

Владимир Слатинов, доктор политических наук:

– Резкий прирост баллов, безусловно, вызывает подозрения. Это показывает, что механизм несовершенен. Но я считаю, что полностью отказываться от ЕГЭ нельзя. Возвращение к старой системе приведёт к росту коррупции в вузах. Ведь до ЕГЭ были ситуации, когда отличники не могли поступить в курский вуз, но с лёгкостью поступали в лучшие московские университеты. Потому что здесь всё основывалось на договорённости.

Сейчас со всеми огрехами механизм работает. Я, признаться честно, с опаской ждал «детей ЕГЭ» в вузы. Но сейчас могу сказать, что качество студентов-бюджетников, с введением ЕГЭ не упало. Даже напротив, пришли более сильные ребята.

Систему необходимо совершенствовать. Но введение портфолио в качестве одного из критериев оценки абитуриента – это глупость. Коррупция вернётся к тем, кто будет их оценивать.

Дмитрий Гулиев, депутат Курского городского собрания:

– Сама по себе идея ЕГЭ очень правильная, ведь она действительно даёт много возможностей успевающим школьникам, тем более тем, кто живёт и учится в глубинке. Но, как и многие другие разумные инициативы, исполнение «на местах» традиционно отличается от задуманного первоначально. И тут уже, как в этом году стало ясно, проблема не в коррупции в образовательной сфере, а в том, что сами школьники, желая помочь другим, выкладывают в Интернет свои задания и ответы. В конце концов, во время проведения экзамена школьники приходятся друг другу конкурентами, и получается, что не очень логично помогать своим же соперникам. Может, действительно имеет смысл ввести дополнительные параметры оценки уровня знаний школьников, всё же опираясь на результаты ЕГЭ, в противном случае теряется сам смысл госэкзамена. Возможно, следовало бы подумать над возможностью введения дифференцированных вариантов заданий для регионов с разными часовыми поясами.

Смотрите также: