Династии в профессиях: орловская семья больше века связана с железной дорогой

В этом году старейшина рода Карнаевых – Евгений Алексеевич – отметил 85-летний юбилей. Рядом были супруга и две дочери с зятьями, взрослые внуки, правнуки... Но, как издавна здесь заведено, любой повод для нечастых встреч всей большой семьёй обязательно оборачивается разговором о профессии, потому что большинство из них связано с железной дорогой, которой все вместе они отдали более полутысячи лет. А заговорят о работе – обязательно вспомнят и тех, с кого всё начиналось.

   
   

Как всё начиналось

– Основатель династии – мой прадед Иван Иванович Карнаев. Он был в числе тех, кто осваивал вождение первых российских паровозов, – показывает портрет своего предка Евгений Алексее­вич. – Машинистом стал и его сын Александр, мой дед, который сумел передать пятерым своим сыновьям не только любовь к профессии железнодорожника, но и самые лучшие черты своего характера – верность делу, самопожертвование ради близких. Такими я запомнил отца и его братьев...

Родоначальник династии железнодорожников Иван Карнаев. Фото из семейного архива Карнаевых

Дед овдовел в 1914-м. Осталось шестеро детей. Старший, 13-летний Сергей, как раз окончил пять классов Орловской мужской гимназии, прекрасно учился. Но после смерти матери подросток принял решение оставить учёбу и стал работать на железной дороге. Начинал смазчиком, потом стал кочегаром, а когда через шесть лет не стало и отца, 19-летний Сергей, уже помощник машиниста, заменил четырём братьям и сестре обоих родителей.

Музейная ценность

– Пятилетнее обучение в гимназии оставило отпечаток на всю жизнь, – вспоминает Евгений Алексеевич. – Это был интеллигентный человек, который и братьям, и сыну Виталию, и нам, его племянникам, был негласным примером отношения к работе, к товарищам, к своему родительскому долгу, к женщине. Это от прадеда ещё ведётся: в нашем роду все мужчины один раз выбирали и профессию, и жену...

С Сергеем Карнаевым связана большая страница в летописи Орловской железной дороги. Ещё в довоенное время он, один из самых авторитетных машинистов, вместе с коллегами по депо предложил несколько методов повышения эффективности работы подвижного состава: кольцевую езду поездов, скоростной подъёмный ремонт паровозов «ФД». Инициативы оказались такими результативными, что новации Орловского депо были распространены и на других участках.

   
   

Всю войну Сергей вместе с братьями, такими же опытными машинистами, водил поезда, доставляя на передовую резервные силы, боеприпасы, снаряжение, продовольствие. Однажды был тяжело ранен, но, истекая кровью, не покинул паровоз, пока не вывел состав с ранеными в безопасное место. Вместе с братом Михаилом не раз выполнял особые, литерные рейсы. Отдал профессии 36 лет. К военным наградам в мирное время прибавились орден Ленина и знак «Почётный железнодорожник СССР». А в 1963 году по инициативе и самом активном участии Сергея Александровича во Дворце железнодорожников был открыт музей истории депо станции Орёл, отдельный стенд которого полностью посвящён династии Карнаевых.

Работать не по приказу

В освобождённый от оккупантов Орёл один из первых составов привёл брат Сергея – Виктор. Отозвали с фронта и остальных Карнаевых: нужно было восстанавливать город, разрушенный вокзал, железную дорогу. Это уже было на памяти Евгения Алексеевича.

Очень скоро Виктора Александровича рекомендовали председателем Железнодорожного райисполкома, и он с братьями стал главным помощником и единомышленником во всех начинаниях нового начальника вокзала Казанцева, ставшего позднее Почётным гражданином города Орла. Приняв решение отработать безвозмездно по 200 часов на восстановительных работах, коллектив депо за короткое время отстроил заново не только производственные помещения, но и здание вокзала, и электростанцию, и столовую. Много часов железнодорожники отработали и на восстановлении разрушенных зданий на территории района. На посту председателя райисполкома Виктор Карнаев строил жильё и новые школы, больницы и детсады... Орден Ленина, помимо многочисленных военных наград, – заслуженная оценка его труда.

По примеру отцов

Послевоенные годы – время прихода на железную дорогу четвёртого поколения Карнаевых, внуков Александра Ивановича. Никто из них не мучился проблемой выбора – перед всеми был яркий пример отцов, их профессионализма и верности избранному делу. Учеником токаря в знакомое с детства депо пришёл и 16-летний Евгений. Днём осваивал азы будущей профессии, в свободное время работал рядом с отцом и дядьями на восстановлении вокзального хозяйства.

С 18 лет – на паровозе. Среднее образование пришлось завершать в вечерней школе. Учёба увенчалась не только получением аттестата зрелости, но и женитьбой: Людмилу Ивановну он присмотрел за соседней партой. Она тоже из семьи железнодорожников, всю жизнь проработала недалеко от мужа – в службе связи железной дороги.

Евгений и Людмила Карнаевы вместе почти 60 лет. Фото из семейного архива Карнаевых

Между тем толкового юношу с такой знаковой для коллектива фамилией отправили учиться на машиниста. Два года с недолгими каникулами он провёл вдали от семьи, диплом с отличием получал уже в статусе молодого отца. Правда, так совпало, что и первых шагов Танюши увидеть не пришлось: дипломированного специалиста сразу же после выпускного призвали в железнодорожные войска – обеспечивать стабильную работу строителей Волго-Донского канала.

Пассажир электровоза

В родное депо Евгений Алексеевич вернулся опытным машинистом, отмеченным благодарностями командования за сложные спецзадания. И ничего удивительного не было в том, что именно Евгению Карнаеву доверили и первый электровоз, и фирменный поезд «Орёл – Москва». А в 1967 году Евгений Алексеевич был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, и на этом посту сделал немало. Строительство 100-квартирного дома для железнодорожников, новые корпуса завода «Малютка», стабильное электроснабжение окраинных кварталов Орла, обеспечение жителей частного сектора водопроводом – далеко не полный перечень сделанного Карнаевым для родного города и земляков. Вспоминает, как однажды возвращался из Москвы, и где-то под Тулой электровоз, пару раз дёрнувшись, неожиданно остановился. Он тут же покинул положенный депутату СВ и поспешил к голове состава. А в кабине тепловоза – растерянный машинист и совершенно неопытный помощник. Беглый осмотр приборов, несколько профессиональных вопросов – и нештатная ситуация, связанная с поломкой токоприёмника, была устранена. Карнаева попросили не возвращаться в купе, и он проехал в электровозе до станции Скуратово, рассказывая и объясняя молодым московским коллегам хитрости вождения…

По-карнаевски – значит, на совесть

В те годы он успел заочно окончить высшую партийную школу и взялся за новое дело – принял Железнодорожный район. Так что районом, который в конце прошлого года отметил 75-летие, в разные годы дважды руководили председатели исполкома с фамилией Карнаев – дядя и племянник. И, судя по делам и благодарной памяти преемников, Евгений Алексеевич и район вёл, как и тепловоз, по-карнаевски – на совесть. Ему выпало руководить восстановлением территории района после наводнений 1970 и 1979 годов, сносить ветхое жильё и застраивать микрорайон, контролировать строительство третьей очереди ТЭЦ, заниматься кадрами для введённого в эксплуатацию завода УВМ. Несколько лет подряд район был в числе передовых, вклад его руководителя в общий успех орловцев был оценён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Имя его как «Отличного паровозника» и «Почётного железнодорожника» навечно вписано в летопись истории Орловской железной дороги.

Новые страницы этой истории пишут сегодня младшая дочь Лариса, зятья, два внука, выпускника Московского института инженеров транспорта, несколько внучатых племянников. Им, представителям шестого поколения рода Карнаевых, начинать счёт нового, шестого века служения профессии железнодорожника...

Смотрите также: