Совсем недавно директор Моршанского лесхоза, человек, известный на Тамбовщине своей преданностью профессии, Анатолий КИСЕЛЁВ отметил свой юбилей: 60 лет назад в семье рабочего-крановщика Цнинского лесхоза родился сын.
Остался за главного мужчину в доме...
- Скажите, не было желания покинуть родные места, поискать счастья где-то ещё?
- Знаете, как-то не до того было. В 1962 году, когда мне исполнилось десять лет, при трагических обстоятельствах на производстве погиб отец. Остались втроём: мама, сестра Валентина, которая была старше меня всего на два года, и я.
По дому приходилось выполнять всю посильную мужскую работу. В 11 лет сам, как мог, настраивал косу и с матерью (сестру оставляли за хозяйку) вдвоём накашивали на лесных вырубках по бороздам сена, чтобы хватило на корову. Это вам не на ровном лугу косить, и кто это испытал - тот знает, как это тяжело. В летнее время приходилось подрабатывать на производстве: грузил дрова, кирпич, рыл ямы под фундамент. В общем, делал всё, чтобы как-то помочь маме вытягивать нас.
Когда впервые приехал на каникулы - заплакал
- И как дальше складывалась ваша судьба?
- В 1967году поступил в Кирсановский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства на отделение "Механизация сельского хозяйства". Впервые на довольно длительное время оказался оторванным от дома. И впервые почувствовал, что дорог мне не только родительский дом, но и лес, среди которого вырос. При первой после разлуки встрече с родными местами, лесом (на октябрьские праздники) еле сдержал слезу.
Очень хотелось остаться дома, но впереди была служба в армии. Служить пришлось в лесу, в ракетных войсках стратегического назначения, все два года. Вернувшись из армии в мае 1973 года, продолжил работу шофёром лесовозного автомобиля в том же Цнинском лесоучастке. В ноябре 1973 года мне предложили освободившуюся должность старшего механика лесоучастка...
Вчерашние товарищи стали подчинёнными
- Насколько легко было браться за бразды правления в качестве начальника?
- Да, конечно же, нелегко приходилось. Вчерашние товарищи по работе стали подчинёнными - ими надо было руководить, а дисциплина среди ремонтного состава, да и водительского тоже, была не на высоте. Приходилось наводить порядок. Возникали и конфликтные ситуации, но со временем люди поняли, что от них требуют только то, что они обязаны выполнять. Постепенно всё стало на свои места, и все были довольны.
- Ну а семья? Она тоже сложилась в родных местах?
- Да, жена, Людмила, работала в то время бухгалтером в Пичаевском лесхозе. Какое-то время встречались, потом поженились, родился первенец - Николай.
В меня поверили...
- В общем, самое время было строить карьеру, обустроившись на родной земле?
- Так получилось, что в 1980 году я был назначен начальником Семикинского лесоучастка в Сосновском районе. Впервые я был назначен первым лицом трудового коллектива. Моего предшественника от работы освободили, так сказать, за нерадивость. Коллектив лихорадило, производственные показатели не блистали. Но основная часть в своё время передового коллектива истосковалась по настоящей, отлаженной работе.
Совместными усилиями год завершили с хорошими показателями. А последующие годы занимали только первые и вторые места среди других лесоучастков. Там же, в Семикинском лесоучастке, в 1982 году родился второй сын, Владимир. А в конце 1984 года за низкую трудовую дисциплину и многочисленные упущения в работе был освобождён от занимаемой должности директор Перкинского лесокомбината, на территории которого располагался Семикинский лесоучасток. Я видел, какой хаос творился в этом предприятии. Многие добросовестные, трудолюбивые работники перешли работать к нам в лесоучасток, устав от царившего в лесхозе бардака.
Не согласишься - работать не дадим
- Дальше по закону жанра следует многозначительное "и тут"?
- Уж коль по закону, то: и тут второй секретарь РК КПСС (отвечавший за работу промышленных предприятий) района Ольга Шишкина предложила мне перейти работать директором этого лесокомбината. Я категорически отказывался, ссылаясь на отсутствие специального образования, без которого такое мощное предприятие, как Перкинский лесхоз, просто не вытянуть из кризиса, и на какое-то время от меня отступились. Пока дело не дошло до первого секретаря райкома КПСС, который не мудрствовал лукаво: "Не перейдёшь, и здесь работать не дадим!" Пришлось сдаться.
И вновь начались напряжённые дни работы и бессонные ночи. Помаленьку стало получаться. В последнем квартале 1985 года коллектив лесокомбината, впервые за последние годы, выполнил производственные задания по всем показателям, но год вытянуть не удалось. Однако все последующие годы мы были одними из передовых.
Главное для меня - лес
- Вы возглавляете Моршанский лесхоз с 1990 года. За это время как-то изменились приоритеты?
- Знаете, для меня всегда главным оставался лес. За время моей работы пока удалось избежать крупных лесных пожаров, гибели леса от насекомых-вредителей или болезней леса. Динамика лесного фонда постоянно улучшается: снижается объём малоценных насаждений, увеличивается - таких как сосна, ель, дуб. Всего за время моей работы посажено около 4 тысяч гектаров лесных культур, построен целый лесной посёлок со всей инфраструктурой.
Легко никогда не было
- И последний вопрос: скажите, вас, человека с огромным жизненным опытом, беззаветно любящего лес, что более всего сегодня волнует в лесоводстве?
- Пожалуй, проблема защитных лесов. Это - особая категория лесов специального назначения. Их выращивают не ради деловой древесины, а для формирования среды, благоприятной для человека. Для нашей территории защитные леса имеют важнейшее значение. У нас в России были созданы первые защитные леса, позволившие остановить нашествие степей и повысить урожайность наших полей. Но лесополосы давно уже нуждаются в обновлении. И, чтобы поднять эффективность этой работы, необходима не столько даже поддержка федерального центра, сколько чёткое программное видение этой проблемы. Иначе проблема опустынивания сельскохозяйственных земель, особенно на юге нашей области, станет в какой-то момент неразрешимой.