Можно ли спасти исторический центр Орла, и почему власть этого не делает

Написаны масса писем и теле­грамм в Министерство культуры РФ, обращения в прокуратуру, заявления в суд, состоялся пикет в День города, 5 августа. Наши читатели звонят и спрашивают: «А почему молчит власть? Что она намерена делать и будет ли исправлять ошибки?». Эти и другие вопросы мы задали начальнику областного Управления культуры и архивного дела Алле Егоровой.

   
   

Театры встанут на ремонт

АиФ: – Алла Юрьевна, хоть губернатор и уволил директора драмтеатра «без объяснения причин», поясните – за что? Не простили открытого письма?

А.Е.: – Одно письмо, конечно, ничего не решало. Тем более, что, по сути, в нём не содержалось ничего нового – коллектив просил предоставить подходящие помещения на время реконструкции здания театра. Но ведь именно решением этих вопросов должен был заниматься директор. И у него был целый год. При приёме на работу именно эту задачу мы ставили как приоритетную. К сожалению, время шло, а она не решалась. Вместо активного участия в процессе и поиска возможных вариантов, директор драмтеатра Сергеев занял позицию стороннего наблюдателя и критика происходящего.

АиФ: – Подождите, но в апреле он вас устраивал, и вы продлили с ним контракт, а в конце июня, когда он озвучил проблемы на пресс-конференции и на ТВ, вдруг стал плохим?

А.Е.: – В апреле ещё оставалось время, чтобы активно взяться за решение вопросов. Честно говоря, рассчитывали, что он включится в работу. Но время переезда – 15 июля – приближалось, а ни одно соглашение директором по-прежнему не было заключено. Под угрозой оказалось выполнение программы реконструкции, и нужно было принимать срочное решение. Назначенный вместо Сергеева Владимир Остащенко за две недели сумел решить все проблемы, которые считались прежним руководством неразрешимыми. Основной базой театра будет концертный зал Госуниверситета-УНПК, туда же переезжают цеха, с руководством театра «Свободное пространство» заключено соглашение о возможности два раза в неделю играть спектакли театра им. И. С. Тургенева, с руководством «Юбилейного» – о возможности размещения реквизита и декораций театра.

Что касается Сергеева, он обратился за защитой своих прав в суд – давайте подождём его решения.

   
   

АиФ: – Можно порадоваться за «драмовцев», что их приютили коллеги, не боясь конкуренции. Но я слышала, что ТЮЗ тоже закрывают на ремонт. Как будет жить Орёл без двух ведущих театров?

А.Е.: – Планируется, что ремонтные работы начнутся не ранее середины 2014 года, а в середине 2015 года откроется после реконструкции драмтеатр, который на время «приютит» «Свободное пространство» в своём здании.

АиФ: – А что с зарплатой актёров драмтеатра? Не только Сергеев, все артисты говорили о том, что после отпуска они не будут получать той доплаты, о которой объявило правительство области.

А.Е.: – Мы разбираемся. Но могу сказать, что фонд заработной платы в театре увеличен на 30% с октября прошлого года.

АиФ: – А что будет с аппаратурой? Её приобретут? Или денег на это не хватит?

А.Е.: – Уверена, что приобретут. В результате реализации плана подготовки к 450-летию Орла удалось сэкономить определённые средства. К примеру, на строительство хореографической школы предусматривалось 700 млн рублей, а проект утвердили на 209 млн. Надеемся, что на этот остаток мы сможем произвести ремонты в театре «Свободное пространство» и театре кукол, а также закупить дополнительное оборудование для драмтеатра.

«Родину» заберут, музеи обновят?

АиФ: – На ремонт закрывают не только театры. Около десяти лет закрыт якобы на ремонт, хотя на самом деле – на разрушение – музей писателей-орловцев, в июле закрыли музей Грановского. Складывается впечатление, что культура Орлу не нужна.

А.Е.: – Некоторым проблемам в области культуры – десятки лет. Мы решаем их. Может, не так быстро, как хотелось, но всё же открыты музыкальный колледж, закрытый на ремонт восемь лет, краеведческий музей, простоявший под ремонтом тоже около восьми лет, музей Бунина. Сейчас нашли деньги на музей Грановского и на музей писателей-орловцев – первый будет отремонтирован уже в этом году, второй – к 2016 году: предусмотрено 1,5 и 40 млн рублей соответственно.

АиФ: – Со старыми экспозициями, которые интересны только школьникам, которые приходят в музей первый раз?..

А.Е.: – Мы поставили вопрос перед музеями Лескова и Леонида Андреева о необходимости обновлять экспозиции. Там есть свои сложности – в родовых домах сложно что-либо менять… Но я с вами согласна: обновления необходимы. Новая экспозиция в музее Грановского будет создана силами сотрудников литературного музея им. И. С. Тургенева.

АиФ: – Вы сказали о деньгах на ремонт музеев и театров, а что ждёт здание кинотеатра «Родина»?

А.Е.: – Наше федеральное БТИ вплотную занялось изготовлением паспортов на памятники истории и культуры, в том числе и на кинотеатр «Родина». В настоящее время собственником здания является «Агентство ипотечного жилищного кредитования», но на уровне областного правительства сейчас рассматривается вопрос о передаче его в собственность Орловской области для дальнейшей передачи Орловской филармонии.

АиФ: – Говорят, там акустика – не для музыки.

А.Е.: – В наше время существует много способов для решения этой проблемы.

Рискнут снести?

АиФ: – Ну уж коли мы заговорили о памятниках, поясните, почему вы фактически дали отмашку на снос части здания, примыкающей к Гостиной, 1?

А.Е.: – На основании документов из БТИ, здание по ул.Черкасской, 1 – самостоятельное здание с техпаспортом, выданным в 2007 году, и его нет в реестре памятников. Сейчас прокуратура проверяет законность оформленных на него документов. Если они не имеют юридического обоснования, виновные будут привлечены к ответственности. Но на сегодняшний день это официальный документ, и я дала справку, что это здание не является объектом культурного наследия.

АиФ: – А каково решение по Гостиной, 1? Неужели рискнёте снести?

А.Е.: – А вы знаете, что многие члены общественного совета по охране культурного наследия при нашем управлении высказались за сохранение только фундамента? Я же считаю, что надо сохранить всю центральную часть – коробку здания, на этом и настаиваю.

АиФ: – Разве можно разделять на части памятник?

А.Е.: – Есть понятие памятника, а есть понятие предмета охраны. Сегодня на основании решения общественного совета в качестве предмета охраны утверждена центральная часть здания. Будет изготовлен проект с этой частью в три или четыре этажа, но не выше Торговых рядов, который должен будет пройти историко-культурную экспертизу тремя экспертами, пролицензированными Минкультом. Если они одобрят, – будем принимать решение.

АиФ: – А позади в шести метрах поставят девятиэтажный торговый центр?

А.Е.: – Не думаю, что это будет девять этажей. Полагаю, не больше четырёх.

АиФ: – Алла Юрьевна, а вам не кажется, что многие «точечные» проблемы Орла вызваны тем, что все вопросы застройки и развития очагов культуры решаются «точечно», без привязки к чему-то целому, без общей концепции, без понимания того, что есть город Орёл и каким он должен стать через 15, 20, 30 лет?

А.Е.: – Согласна. Давайте вместе со специалистами обсудим эту проблему и разработаем, наконец, концепцию развития города.

АиФ: – Сейчас – период отпусков, но к сентябрю люди вернутся. Предлагаю встретиться в начале осени. Но на эту встречу придут те, кто будет спорить, кто не станет заглядывать в рот кому-либо из чиновников. Вы готовы к такому диалогу?

А.Е.: – Не надо во мне видеть врага. Я тоже люблю Орёл.

Смотрите также: