Откуда напасть?
Мнения жителей разделились: одни считают, что причина в химикатах, кем-то слитых в воду, другие полагают, что река попросту заболачивается.
– Раньше через Масловский затон – место, где Тавровка впадает в водохранилище, – был перекинут деревянный мост. Потом его заменили на металлический, – рассказывает Виктор Баратов, житель Масловки. – Но при установке мост сместили от основного русла реки, поэтому вода здесь начала застаиваться. Как мне кажется, в воду к тому же сливают нечистоты. Из окрестных пятиэтажек в реку могут поступать фекальные стоки.
В целом, по словам жителей, экосистему реки разрушали все кому не лень. В годы эпидемий птичьего гриппа перестреляли всех уток на окрестных берегах, а восстановлением популяции потом никто не занимался. Сейчас водоём периодически заполняют рыбой, которая поедает водоросли, тем самым очищая акваторию. Но и тут неприятности – реку облюбовали охочие до улова браконьеры.
Горячо переживают жители и за семью лебедей, которая селится на реке уже лет пять подряд. Птицам приходится плавать и кормиться в грязной, заросшей воде. Недавно спасатели перевезли птиц на более чистый участок реки, но те возвратились на старое обжитое место. Неудивительно: c масловцами у лебедей завязалась дружба – люди частенько подкармливают птиц, к чему последние привыкли. Как тут не вернуться?
Диагноз без лечения
Решив, что воду отравили окрестные предприятия, слив туда какую-нибудь химию, жители Масловки, а вслед за ними армия общественников забили тревогу. Весть об этом долетела до губернатора. К водоёму потянулись десятки экспертов и контролёров – брали пробы, делали выводы.
Алексей Карякин, руководитель департамента природных ресурсов области, доложил, что никаких химических сбросов в Тавровку не было, и содержание загрязняющих веществ там не выше нормы. Результаты проб атмосферного воздуха тоже не показали нарушений. Получается, что зловоние, окутавшее микрорайон, нормальное явление?
Свою лепту в исследование феномена внёс региональный Росприроднадзор. Химии в воде он тоже не нашёл, но выявил «экстремально высокое содержание органических веществ и снижение процессов самоочищения водного объекта».
Таким образом, вывод сделан: река плохо самоочищается и «цветёт». Однако поставив диагноз, никто не предложил лечение. И жители Масловки продолжают задыхаться, ожидая, когда речка-вонючка окончательно превратится в болото или каким-то чудом «самоочистится».
Мнение
Пётр Венгеров, профессор, доктор биологических наук:
С мелкими речками в области вообще беда. Строительство плотин способствует застаиванию воды. Многие считают, что углубление реки – это выход. Но даже когда река становится глубже, дно всё равно стоит и цветение продолжается. Поэтому к каждой реке нужно подходить индивидуально, так как это очень сложный живой организм.
Смотрите также:
- Что водится в тихих омутах воронежского водохранилища →
- Можно ли спасти воронежское водохранилище →
- Как мы убиваем наши реки и родники? →