Прямые поставки энергоресурсов: что ждет липчан?

   
   

Липецк, 30 октября – АиФ-Черноземье

Беседу за круглым столом вёл пресс-секретарь ЛГЭК Вячеслав Захаров:  

– Говорят, поскреби вопрос – и найдёшь под ним чей-то экономический интерес. Что преследует ЛГЭК, переходя на прямые поставки энергоресурсов? 

СЕРГЕЙ ДАВЫДОВ: Этим летом в ходе подготовки к отопительному сезону работники ЛГЭК выявили и отремонтировали на тепловых сетях 711 дефектных участков. По сути, это изношенные трубы, которые могли бы «рвануть» зимой, и тогда тысячи липчан остались бы без тепла. Сегодня почти 70% теплосетей в Липецке полностью отслужили свой срок. Не намного лучше положение и на водопроводных сетях. На Соколе, например, есть трубы, проложенные в 60-х годах прошлого века, есть отслужившие по 2 нормативных срока. Чтобы и дальше надёжно обеспечивать энергоснабжение города, энергетикам нужны средства.

АННА ПОЛЯНСКАЯ: Дело в том, что 8 лет назад, когда образовалась наша компания, она заключила договора энергоснабжения с городскими управляющими компаниями. Для нас иметь отношения с ГУКами намного удобнее, чем обслуживать 180 000 лицевых счетов жителей Липецка. Но что произошло?

Долги управляющих компаний перед ЛГЭК стали расти как снежный ком: в 2005 году они составили 91 млн рублей, в 2006 году – 196 млн рублей, в 2007 году – 248 млн рублей, а сейчас – около 1 млрд рублей. Чтобы остановить их рост, мы были вынуждены начать переход на прямые поставки населению тепла, горячей и холодной воды. Мы хотим, чтобы потреблённые энергоресурсы оплачивались, как во всём цивилизованном мире. И на первом этапе, с 1 октября прекратили исполнение договоров с наиболее крупными должниками – 14 управляющими компаниями. 

   
   

– Что мешало сделать это раньше?

РОМАН ГАНЬШИН: Мешало отсутствие нормативной базы. Только в этом году Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 позволило ресурсоснабжающим организациям переходить на прямые отношения с жителями. Теперь, если имеется задолженность управляющих компаний за три месяца, мы вправе прекратить с ними исполнение договоров и производить начисления за поставку энергоресурсов напрямую жителям.

СЕРГЕЙ ДАВЫДОВ: При отсутствии законодательной базы никто в Липецке, да и в целом по стране не знал, что делать с этими долгами. И вот, наконец, были приняты соответствующие законы, подошли сроки, установленные федеральными органами власти. И естественно, чтобы сохранить свои деньги, энергетики переходят на прямые платежи с населением.

– И старые долги лягут на плечи липчан?

АННА ПОЛЯНСКАЯ: Ни в коем случае. Те долги, которые накопили управляющие компании, ЛГЭК по-прежнему будет взыскивать с них. А с жителей – только ту задолженность, если она будет накапливаться после 1 октября этого года. Но хочется верить, что особого роста долгов не произойдёт. Подавляющее большинство граждан производят оплату за потреблённые энергоресурсы своевременно. Именно поэтому, минуя управляющие компании, мы переходим на прямые поставки, чтобы деньги сразу поступали в ЛГЭК. 

– А как быть с теми, кто-то не захочет переходить на прямые расчёты?

РОМАН ГАНЬШИН: Это их право. По закону они должны инициировать проведение общего собрания в своём доме и решить, что им делать: избрать новую управляющую компанию или перейти на непосредственный способ управления? У них всегда есть право выбора. И ЛГЭК будет поступать в соответствии с их выбором.

– Много ли найдётся желающих проводить в своих домах общие собрания?

АННА ПОЛЯНСКАЯ: Немного. И это учтено в первую очередь. При переходе на прямые поставки надо иметь в виду, что методика начисления оплаты за энергоресурсы утверждена на законодательном уровне, она одинакова, что для ЛГЭК, что для управляющих компаний. Лишь в квитанциях будет стоять другой расчетный счёт.

РОМАН ГАНЬШИН: По Гражданскому кодексу РФ и по Постановлению Правительства № 354 договорные отношения устанавливаются с момента наступления конклюдентных действий (это действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица). Если мы выставили квитанцию, а вы её оплатили, значит, мы с вами вступили в договорные отношения.

– Почему же тогда выстроились очереди у расчётно-вычислительных центров, телефоны разрывались от звонков в энергетических компаниях?

Сергей Давыдов: Переходы на прямые поставки сначала ГЭСК (по электроэнергии), потом – ЛГЭК (по теплу, горячей и холодной воде) совпали с передачей показаний приборов учёта в период с 23-го по 25-е число. Сроки установлены новыми правилами. Если бы не это обстоятельство, думаю, что процесс перехода на прямые отношения с населением у обеих энергетических компаний был бы менее болезненным.

Анна Полянская: В связи с тем, что введены новые нормативы потребления коммунальных услуг, квитанции за сентябрь были выставлены с задержкой. И вместо того, чтобы как обычно внести в них показания своих счётчиков, что зачастую так и делается, жители стали при отсутствии квитанций передавать показания по телефонам. Посыпались тысячи звонков, многие не могли дозвониться. Люди столпились у расчётно-вычислительных центров, возник ажиотаж. Мы вынуждены были продлить срок приёма данных, ввести дополнительные номера телефонов.

– Но в этом ажиотаже чувствовалось раздражение, недоверие людей: опять обманут!

Анна Полянская: ЛГЭК никогда никого не обманывала, не обманывает и не собирается обманывать. Ошибки бывают, но они тут же исправляются. И прямые поставки, на наш взгляд, внесут больше прозрачности в наши отношения с населением.

Сергей Давыдов: Раздражение пожилых людей, стоящих в очередях, или не дозвонившихся, понять можно. То, что случилось, – безобразие, выводы будут сделаны. Но в нервозности людей, на мой взгляд, просматривается предчувствие серьёзных перемен в ЖКХ. Мы шли к этому. И, думаю, многие уже осознают неизбежность этого процесса. 

– Что вы имеете в виду?

Сергей Давыдов: Много копий было сломано по поводу пресловутого Постановления № 307, когда даже журналисты непонимали, почему люди должны оплачивать места общего пользования? Потребовалось время, чтобы всем стало ясно: если общедомовой прибор учёта показывает, что в доме потреблено определённое количество тепла, воды, электроэнергии, то платить за это должны сами жильцы, поскольку они являются совместными собственниками, это их дом.

Далее все были удивлены, почему за места общего пользования приходится платить так много? Но теперь не только отвечать на этот вопрос, но и влиять на снижение оплаты общедомовых расходов вынуждены будут сами жители. Пришло время наводить порядок в каждом доме. А то ведь до курьёзов доходит. Например, в одном из домов 9-го микрорайона из-за неисправного унитаза расход воды в сутки на одного человека составил почти 800 литров при нормативе 190. И оплачивали эти «небалансы» жильцы всего дома.

Постановление № 307 было несовершенно в том плане, что те, у кого стояли счётчики, платили за места общего пользования больше, чем «нормативщики». Новые законодательные акты в какой-то степени устраняют эту несправедливость, теперь «нормативщики» будут платить больше, к тому же по закону «Об энергосбережении» в 2013 году у всех должны стоять приборы учёта, и платить по нормативам станет просто невыгодно.

Но остаётся главная несправедливость. Что я имею в виду? Бывает, что прописан один человек, и норматив начисляется на одного, а по факту квартира сдана в аренду, в ней проживают трое-четверо, и энергоресурсов потребляется в несколько раз больше. И платят за это соседи. Или другой пример. У зажиточных людей в многоэтажных домах есть утеплённые полы, сауны, джакузи, которые потребляют огромное количество воды, электроэнергии, но счётчиков в этих квартирах нет. За них также платят жильцы всего дома. Есть люди, которые ставят магнитики на счётчики, передают заниженные показания, попросту говоря, воруют. Об этом многие знают, но мирятся с этим.

Прямые поставки энергоресурсов, на мой взгляд, призваны поменять наше мировоззрение, менталитет, если хотите. Ситуация будет такова: сколько потреблено в доме тепла, воды и электричества, столько и должно быть оплачено. Вопрос только в том, а захотите ли вы платить за «умных», непорядочных людей, живущих за ваш счёт? Вопрос не так прост, как кажется. Тем, кто ворует, почему-то не стыдно обкрадывать соседей, а порядочному человеку неловко как-то схватить за руку того, кто залезает в чужой карман. Вот в чём беда.

Но теперь жители вынуждены будут посмотреть, что происходит в их доме? За что они платят? Не живут ли не прописанные люди? Не текут ли трубы в подъезде и подвалах? Исправны ли сантехнические приборы у престарелой бабушки, в квартиру которой, может, надо вызвать слесаря из ЖЭКа. И все должны знать, что теперь закон позволят им выбрать надёжную управляющую компанию, которая снимет с них эту головную боль. Такие примеры в Липецке уже есть.

Смотрите также: