Сколько лет мифу о том, что храм святого Автонома в селе Кашары расписывал сам Виктор Васнецов, никто не знает. Скорее всего, появился он ещё до революции. Тогда село называлось ещё Тресвятским.
Как родилась легенда?
Православные историки отмечают, что в мире существуют только два храма, освящённых в честь святого Автонома. Одна из церквей расположена недалеко от Александрии, вторая — в Липецкой области.
Церковь священномученика Автонома Италийского в Кашарах построил в 1823 году помещик Иван Кожин. Позже рядом возвели колокольню с приделом святого Митрофания Воронежского. Автор уникального ансамбля до сих пор неизвестен, но есть предположение, что построен он по проекту знаменитого архитектора Бове. Предположение имеет серьёзное обоснование: Кожины были людьми обеспеченными и могли «выписать» в село столичную знаменитость.
Однако после революции церковь разграбили и приспособили под склад удобрений. В советские годы рухнул купол ротонды, обвалилась часть колоннады, окружающей летний храм. И хотя в 1974 году церковь признали памятником архитектуры, никаких работ по её консервации или реконструкции не проводили. Сегодня храм практически восстановлен, в нём проходят богослужения.
Именно про «автономовскую» церковь говорят, что её расписывал знаменитый художник Васнецов (автор известных картин «Алёнушка», «Три богатыря»). Ему приписывают несколько фресок. Они изображают Николая Чудотворца, князя Владимира, княгиню Ольгу, святителя Тихона Задонского, преподобного Сергия Радонежского и равноапостольную Марию Магдалину.
Убеждённость краеведов в том, все они сделаны Васнецовым, основывалась на трёх фактах. Во-первых, в нижнем углу фрески, изображающей юного Сергия Радонежского, отчётливо читается фамилия Васнецов. Во-вторых, в 1990 г. специалисты Всероссийского объединения «Росреставрация», исследовав фрески, осторожно отметили в своём отчете, что «...стенопись в стиле начала нашего столетия достаточно редкая для Москвы, не то, что для провинциального храма». И, в-третьих, несколько лет назад была найдена интересная запись в Листе страховой оценки церквей 1-го округа Задонского уезда, хранившаяся в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, которая гласит: «Внутри храм оштукатурен и расписан по стенам масляною живописью (художника Васнецова) и декоративною отделкою. Живопись и отделка сохранились хорошо, ремонт был около 1900 года...»
Где истина?
Установить имя настоящего автора фресок взялась заместитель начальника Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области Наталия Ивашова. Она связалась с директором музея Васнецова Ниной Ярославцевой, которая заявила: «Никуда за пределы Москвы Васнецов в интересующее вас время в 1890 года не выезжал. Кроме того, мы скрупулёзно проследили переписку художника с близкими и друзьями и не нашли ни одного упоминания о церкви в Задонском уезде. Нет также эскизов, лекал и прочих предметов творчества, подтверждающих, что Васнецов там когда-либо работал».
Но это ещё не был приговор авторству Васнецова. Исследователи его творчества могли просто не наткнуться на факты, что он приезжал на короткий период в глубинку… Поэтому липецкие историки продолжали свои изыскания, чтобы окончательно выяснить, кто же автор чудесных фресок.
Параллельно историческими поисками занялся настоятель сельского прихода иеромонах Феофил (Турцев). На него вышла краевед из Воронежа, и именно ей первой вскоре стало известно имя художника, так искусно копировавшего Васнецова. Вот что выяснилось: в «Воронежских епархиальных ведомостях» в 1901 году была опубликована статья «Об освящении иконостаса и икон на стенах внутри села Кашары Задонского уезда». В ней сказано: «Иконы в иконостасе и постенные картины с декоративною уборкою написаны обучавшимся в Санкт-Петербурге в академии художеств Шеламовым, позаимствовавшим образцы из Киевского Святого Равноапостольного Князя Владимира храма».
«Сейчас уже доподлинно известно, что среди ближайших учеников Васнецова Шеламова не было, — говорит Наталья Ивашова. — Кроме того, искусствоведы, специализирующиеся на творчестве Васнецова, обратили внимание, что детали пояса под фресками выписаны недостаточно чётко — знаменитый живописец не мог себе этого позволить».
Теперь липецким историкам и краеведам предстоит выяснить, кем был этот Шеламов и не творил ли он в других храмах нашего региона. Есть версия, что церковные фрески в селе Пушкино, что в Добринском районе, расписывал именно липецкий «Васнецов».
Прихожане бережно хранят всё, что связано с историей их храма.
«Мы постарались сделать иконостас таким, каким он был до закрытия храма большевиками, — рассказывает отец Феофил. — Произошло это давно — в 1923 году, но одна прихожанка по имени Мария великолепно помнила его убранство, цвет и даже количество ступенек, ведущих на солею».
Почитают в храме и образы Митрофания Воронежского с частицей мощей святителя, икону Казанской Божией Матери… У каждой святыни своя история. Некоторые из образов появились относительно недавно. Например, деньги на икону «Неупиваемая чаша» кашарцы собирали всем селом.
Смотрите также:
- В Старом Осколе вышла книга, рассказывающая о главном храме города →
- Старинный храм в Моршанске передадут старообрядческой Церкви →
- Пусть над храмом зазвонят колокола... →