«Что вы знаете о пенсии?» – спросите любого на улице. Чёткого и обоснованного ответа вы не получите. А между тем интернет-форумы и площадки-отзовики кишат отзывами недовольных граждан, суть которых – эмоционально и экспрессивно излить гнев и кого-нибудь обвинить в собственном заблуждении. Столь громогласные обвинения ни к чему не приведут и даже, наоборот, есть вероятность, что это проигнорируют компетентные лица. Без прямого обращения в фонд ничего не получится.
Прежде всего, нужно сохранять спокойствие и хладнокровие и чётко понимать, что ничего страшного не произошло. Накопленные пенсионные деньги никуда не исчезли, они существуют и находятся у страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а не в руках неустановленных лиц.
«А был ли мальчик», или В чём мошенничество?
Перевод средств пенсионных накоплений из фонда в фонд чаще одного раза в пять лет сопровождается потерей инвестиционного дохода, заработанного предыдущим фондом (из которого гражданин перевёлся в новый). На практике это ровно то же самое, как если бы вы открыли вклад в банке сроком на 3 года, но через полгода после открытия приняли решение забрать деньги. Как правило, банк не начислит вам ничего за те полгода пользования вашими деньгами, либо вы попросту не сможете забрать деньги ранее согласованного и прописанного срока. Но если у банка проблемы – может, это и единственно верное решение.
Как на деле?
«Украсть пенсию» невозможно. Государство учитывает пенсионные накопления как поступившие взносы работодателей или самозанятых граждан на лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ либо в НПФ. Они до назначения выплаты пенсии не принадлежат гражданам.
Ни НПФ, ни Пенсионный фонд ни к чему не обязывают
Договоры об обязательном пенсионном страховании, заключённые с любым страховщиком ни к чему не обязывают граждан. По ним не нужно производить никаких уплат, доплат и операций. Пенсионные накопления продолжают находиться на лицевых счетах и расти за счёт получаемого фондами инвестиционного дохода.
Агенты украли или сам подписал?
Агенты или сотрудники НПФ всегда агитируют клиентов: придя на дачу, в квартиру или на работу, показывая фонд в цифрах – показатели, доходность, рейтинги и т. д. Это, по сути, краткая презентация достижений.
Нередко бывает и другое – когда клиент, придя в банк за оформлением или одобрением ипотеки, автокредита, банковской карты или подтверждая запись на госуслугах, незаметно переводит пенсионные накопления в НПФ, аффилированный с этим банком.
«Продиктуйте код из СМС от банка», «Так надо», «Подпишите тут и тут» или «Для точного одобрения нужен ещё ваш СНИЛС» – за две минуты клиент сам позволяет сотрудникам «распорядиться» своей будущей пенсией, ничего не зная толком о переводе в этот НПФ, про свою накопительную пенсию и про потерю инвестдохода. Способов море!
Все они вполне законны, если подпись клиента была всё-таки получена лично. Но все они «некрасивы». Другая, более важная проблема – сам клиент свои действия порой объяснить не может: торопился на работу, болел ребёнок, подписал не глядя, дал сфотографировать документы, пришёл устраиваться на работу и кому-то дал все документы и т. д.
Как быть?
Если вы узнали, что ваши средства пенсионных накоплений оказались в другом фонде, самое правильное – сохранять трезвость ума и не бежать с огульными обвинениями в интернет, ведь в конечном счёте – кого винить? Выяснить, где находятся ваши деньги, можно за несколько минут – достаточно зайти в личный кабинет на госуслугах и выяснить, кто в настоящий момент является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и затем связаться с ним напрямую.
Что важно помнить!
Заключение договора об обязательном пенсионном страховании никогда не являлось и не является необходимым условием для трудоустройства граждан! Помните об этом всегда, особенно когда вам кто-либо пытается помочь в трудо-устройстве, оформлении кредита или страховки, получении льготных условий при кредитовании! Если вы столкнулись с некорректной работой агентов или сотрудников банков, которые настойчиво предлагают «выгодно распорядиться пенсией», первое, что вы должны сделать, – связаться с этим банком или фондом и рассказать о ситуации. Это заинтересует руководство куда больше, чем безымянные отзывы в Сети.
Всё могло быть иначе
Суть и задача пенсионной реформы – сбалансировать бюджет Пенсионного фонда РФ и создать условия для формирования пенсий.
Недовольство россиян и недоверие к негосударственным пенсионным фондам существенно подрывает авторитет необходимой и важной части пенсионной системы страны. Ключевая роль НПФ – в том, чтобы формировать средства пенсионных накоплений, стимулируя россиян к активному формированию своей будущей пенсии.
Число экономически активного работающего населения в России снижается – численность пенсионеров растёт. Это неизбежно ведёт к демографическому кризису, когда на выплату пенсий текущим пенсионерам не будет достаточно средств от налогов работающего населения. В этой связи повышение пенсионного возраста становится неизбежным, а разговоры о дальнейшем сокращении индексаций пенсий, а для работающих пенсионеров – её отмены – всё насущнее.
Смотрите также:
- Готовь пенсию смолоду. Зачем школьникам думать о будущих выплатах →
- Старая пенсия на новый лад в России →
- В "сетях" агентов НПФ →