С начала года цена картофеля увеличилась на 58,1%. Это очень серьёзный рост, тем более, что Тамбовщина славится как картофельный край. Чем вызван очередной скачок цен?
Экономический барометр
комментарий специалиста | |
---|---|
Председатель Тамбовского областного союза потребительских обществ Дмитрий Лабутин: ‑ В стране не созданы экономические рычаги стимулирования этого вида хозяйственной деятельности. Далеко ходить за примером не нужно. Сегодня нам войти в крупные сетевые магазины почти невозможно. Условия, которые выдвигают «сетевики», неприемлемы. Отсутствие «дешёвых» кредитов также не позволяет строить современные хранилища, а также закупать оборудование, словом, развивать материальную базу, заниматься логистикой и так далее. На Тамбовщине мы сохранили точки по закупке продукции у населения и её дальнейшей реализации. Сегодня эту функцию выполняют наши магазины - своеобразные островки былой империи потребительской кооперации. Но это не решает всех наших проблем. А сегодня нужен мощный рывок. Если активно станет развиваться система потребительской кооперации в глубинке, то одновременно начнёт возрождаться и село. |
Никто из специалистов точно не скажет, сколько в области ежегодно производится картофеля. И это не удивительно. Ведь около 90% этого продукта на Тамбовщине выращивается в личных подсобных хозяйствах.
Официальные данные есть только по коллективным хозяйствам. По словам Александра Гераськина, исполняющего обязанности начальника отдела растениеводства управления сельского хозяйства области, в регионе более десятка коллективных хозяйств, которые выращивают картофель. В нынешнем году они произвели 113 тыс. т этого продукта. Объём производства в сравнении с прошлым годом увеличился в два раза. Этот факт говорит о том, что картофель становится рентабельной культурой и привлекает бизнес. Кроме того, есть региональные программы по развитию этой отрасли. Но этого явно недостаточно. Сегодня всё ещё приходится рассчитывать на «частника».
Получается, что «бабушки» диктуют цены на рынке. Если бы так! По словам жительницы села Дегтянка Сосновского района Людмилы Поповой, они ещё в начале осени продали перекупщикам выращенный на своём участке картофель по цене 6 руб. за 1 кг. Обогатиться никак не получается. На рынке сегодня картофель стоит в среднем 20 руб./кг., в магазине – 15 руб./кг. Цена в общем адекватная. Просто заработная плата у любителей картофеля невысокая.
Кстати, картофель – это своеобразный барометр экономики. Его производство растёт по мере ухудшения общей экономической ситуации. Помнится, в 90–е годы все поля в пригороде были распаханы под картофельные огороды. Люди тогда больше надеялись на свои руки и лопату, чем на правительство. Сегодня многие горожане предпочитают закупать картофель, а не выращивать в своём огороде. Это обстоятельство также сказалось на стоимости этого продукта.
Больше мороки, чем барыша
Известно, что цены растут, когда спрос превышает предложение. Поэтому выход один: нужно затоварить рынок. Вся надежда на село. Но сегодня жителям глубинки не очень–то выгодно везти картофель на продажу в город. Это дополнительные транспортные расходы; нужно ещё купить место на рынке, подумать, где жить (не у всех есть в Тамбове родственники), ещё требуется оформить санитарную книжку и так далее. Словом, больше мороки, чем барыша.
Поэтому и вынуждены «бабушки» продавать картофель за бесценок перекупщикам. А те хорошо ориентируются на рынке, знают, что в этом году в Белоруссии и других картофельных странах был неурожай. Поэтому и получили хороший навар. А крестьянин, как всегда, «в пролёте».
Многие проблемы были бы решены, если бы в стране и регионе была мощная потребительская кооперация. Это не только гарантированная закупка у населения сельхозпродукции, но и организация новых рабочих мест, самозанятость населения. Словом, переоценить значение потребительской кооперации на селе невозможно.
В 2009 году охват кооперативными отношениями сельского населения в области не превышал 0,6%. Сегодня – ещё меньше. Хотя в регионе с
2009 года действует специальная программа развития кооперативного движения. Например, среди задач, которые ставятся руководством области, увеличить к 2014 году объём закупки молока у населения до 10 000 тонн в год, то есть на 28%.
Но, увы, темпы развития кооперативного движения тормозятся. О причинах вы узнаете из комментариев специалистов.
Не лучшим образом обстоят дела в системе российской кооперации. В бытность Советского Союза была развита система закупки у населения излишков произведённой продукции. Правда, и сегодня в регионе действует Тамбовский областной союз потребительских обществ – структура Роспотребсоюза. Но эта организация скорее выживает в непростых экономических условиях, чем успешно развивается. Причины те же – в стране не созданы эффективные условия для развития кооперации.
Радует, что у государства есть понимание этого вопроса. На днях стало известно, что на уровне Правительства РФ рассматривается вопрос о создании федеральной программы развития потребительской кооперации на селе. Но сколько их уже было? Сегодня нужны системные меры, в том числе в банковских структурах, в законодательной сфере, и кадровой работе.
Мнение власти
Начальник отдела малых форм хозяйствования управления сельского хозяйства области Евгений Колмаков:
– Основные услуги, которые предоставляют региональные потребительские кооперативы, – это закупка и сбыт продукции, её переработка, обработка земли, уборка урожая, кредитование. Спрос на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов достаточно высок, особенно требуется расширение заготовительных и сбытовых услуг, а также услуг по обеспечению материально–техническими ресурсами. Конкурентами потребительской кооперации являются индивидуальные предприниматели и «теневые» коммерсанты, ведущие закупку мяса и другой продукции. Основная проблема, тормозящая развитие потребительской кооперации на селе – это отсутствие инициативы самих жителей. Кроме того, недостаточно на селе грамотных специалистов, которые смогли бы составить бизнес–план,
изучить конъюнктуру рынка и так далее. Возможно, предприниматели стали бы проявлять больше интереса к потребительской кооперации, если бы не так остро ощущался недостаток финансовых ресурсов. А без денег невозможен хороший старт. Систему потребительской кооперации нужно для начала запустить, потом она, как маховик, накопив потенциальную энергию, может самостоятельно поддерживать поступательное движение. Но, чтобы получить в банке кредит, нужна серьёзная залоговая база. Многие кооперативы просто ею не располагают.
Действительно, в регионе действует программа развития потребительской кооперации. В ней предусмотрены меры государственной поддержки. Это в основном субсидии на закупку молока у населения, приобретение оборудования и так далее. Но финансовая помощь оказывается постфактум, то есть после того, как кооператив предоставит документы, которые подтверждают, что он приобрёл ту или иную технику. И уже тогда государство компенсирует часть затрат. Но проблема в том, что из–за отсутствия свободных средств нет возможности укрепить материальное положение того или иного кооператива, поэтому и помощь от государства получить сложно. Своего рода замкнутый круг.