Знания и бюрократия: столкновение интересов

   
   

По итогам анализа результатов ЕГЭ Рособрнадзор принял решение снизить минимальный балл ЕГЭ по русскому языку, необходимый для получения аттестата, с 36 до 24. Если бы баллы не понизили, то 20% выпускников российских школ могли не получить аттестаты.

Почему падает успеваемость?

Ответов на этот вопрос довольно много. Прежде всего, это снижение количества часов на преподавание русского языка и литературы, спорные методики обучения, но, на наш взгляд, одна из главных причин – это бюрократическая система оценки качества работы учителей. Им не до учеников, главное – составить отчёты, написать кучу бумаг, которые бы подтвердили их квалификацию. По словам одного из специалистов управления образования Тамбова, некоторые педагоги не хотят проходить эту изнурительную процедуру. Чего греха таить, оценка работы зачастую осуществляется именно по килограммам бумаг, где прописаны возможные новаторские методы обучения, которые на практике редко применяются. Инфаркты, стрессы – всё это время от времени получают педагоги при аттестации. Но они вынуждены на это идти, чтобы получить более достойный заработок. Поэтому учитель сосредоточен на собственном экзамене, а не на экзамене своих учеников. Кроме того, многие педагоги вынуждены брать по полторы ставки, а также оказывать дополнительные платные услуги. Государство побеспокоилось, чтобы у преподавателя был дополнительный источник дохода. Хорошо, никто не спорит, но когда нагрузка зашкаливает, человек устаёт, он выполняет свою работу по инерции, без энтузиазма. Поэтому и падает успеваемость в школе.

Сколько ни работай…

Но даже новая система оплаты труда, в которой предусмотрены и стимулирующие выплаты, и средства от платных образовательных услуг, всё равно не позволяет педагогам существенно улучшить своё материальное положение. На неофициальном сайте губернатора недавно появилось обращение учителей школы № 5 Тамбова: «В газетах пишут, что средняя зарплата учителя – 19 тыс. рублей. Мы, учителя со стажем, получили отпускные от 20 до 27 тысяч за 56 календарных дней. Как прожить на эти деньги до октября? Когда в нашем регионе будет достойная зарплата у педагогов, чтобы они могли качественно проводить уроки при одной ставке? Почему в отпускные не считают зарплату за платные услуги?»

Надо менять подходы

   
   

По словам Оксаны Герасимовой, начальника отдела экономики и финансов управления образования Тамбова, по законодательству отпускные начисляются из расчёта годовой средней заработной платы, куда не входят средства дополнительных платных услуг. Кстати, учитель получает от 65% до 70% от стоимости платных услуг. Остальные средства поступают на нужды школы. Поэтому платные образовательные услуги занимают значительную долю в оплате труда.

Тогда нужно для учителей внести изменения в федеральное законодательство. Ведь, оказывая платные образовательные услуги, педагог выполняет ту же самую работу. Областная дума, на наш взгляд, должна выйти с законодательной инициативой на уровень федерации и решить этот вопрос.

Сегодня средняя заработная плата в школе № 5 за шесть месяцев, без учёта отпускных, составила 20 300 рублей. Приблизительно столько же и по всему городу. Молодые специалисты в областном центре зарабатывают 18 000 рублей в месяц.

Это на уровне средних значений в области. С одной стороны – это хорошо, но вся реформа образования затевалась с целью повышения качества обучения детей. Как мы видим, пока она пробуксовывает. Нужно менять подходы. В нашей стране всё же процветает принцип – без бумажки я букашка, а с бумажкой – человек. Учитель должен работать с доской и мелом, а не с бумажками, иногда и с компьютером.

Смотрите также: