Примерное время чтения: 5 минут
128

Кодекс гениевили тупик реформы образования?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Тамбов 21/11/2012

Тамбов, 26 ноября – АиФ-Черноземье

Гость редакции «АиФ-Тамбов» Евгений Старостин, проработавший в системе народного образования много лет, поделился своими мыслями по поводу школьной реформы.

Реформы начались в 1801 г.

АиФ: –  Евгений Николаевич, когда в нашей стране начались реформы в образовании?

Е. Н.: – В 1801 г. при царе Александре I. С того времени они и не заканчивались. Но если говорить о недавнем прошлом, то серьёзно о переменах в школьной системе заговорили в 80-е годы. Тогда широкое распространение получили методики учителей – новаторов, направленные на развитие индивидуальных способностей ребят. Уже в «новой» России в 1992 году был принят закон об образовании. Семена легли в подготовленную почву. Школа избавилась от узких рамок тоталитарной идеологии, она пошла по пути самоуправления, открытости. Но время идёт, сейчас ставятся совершенно иные задачи. Закон 1992 года устарел. Поэтому вполне логично, что сегодня принимается новое законодательство.

АиФ: –  Но в чём его суть?

Е. Н.: – Это даже не закон, а своеобразный кодекс или собрание различных нормативных документов, регулирующих образовательный процесс, начиная с детства и заканчивая пенсионным возрастом. И это не удивительно. Мы всю жизнь учимся. Главная задача, которую ставят перед собой разработчики, – обучение и воспитание подрастающего поколения, которое смогло бы работать в условиях инновационной экономики. С этим никто не спорит. 

Цели ясны, а средства нет

Главная проблема возникает не в определении целей, а в средствах их достижения. По сути, решено перевести на коммерческие рельсы некоторые традиционные образовательные услуги (дошкольное образование. доп. образование и высшее образование). В этой связи предлагается перейти на государственные стандарты. То есть должен быть определён перечень обязательных предметов, а также объём знаний, который может получить школьник в рамках государственного стандарта, то есть бесплатно. Всё, что сверх него – за дополнительную плату. 

АиФ: –  Но хватит ли этого минимума для поступления в вуз? 

Е. Н.: –  Да, это непростой вопрос. Методика обучения и критерии определения объёма госзаказа ещё не обнародованы. Поэтому неизвестно, смогут ли одарённые дети из малоимущих семей получить достойное образование. Можно представить такую ситуацию. Учитель приходит в класс и говорит: «Роман «Война и мир» написал Лев Толстой. Если хотите узнать больше – платите». Одновременно к 2015 году предполагается сократить в системе высшего образования 180 тыс. бюджетных мест. 

АиФ: –  Насколько мне известно, закон даёт возможность родителям выбирать школу, методику, профиль подготовки, в конце концов, составить индивидуальный план обучения на 11 лет. 

Е. Н.: –  Совершенно верно. Более того, образование можно получить вне школы (вводятся понятия «самообразование», «семейное образование»), а экзамены можно сдать экстерном. Скорее всего, эта услуга будет платной. Но при этом в проекте не прописан статус лицеев, гимназий и других школ с углублённым изучением тех или иных предметов, которые получили широкое распространение в 90-е годы.

Нет школы нет села

АиФ: –  В нашем регионе достаточно много сельских школ. В новом законе говорится об их развитии?

Е. Н.: –  Это особая тема для разговора. Тревогу вызывает то, что сельские учителя лишаются льгот на оплату ЖКУ, а также компенсации денег на покупку методической литературы. Кроме того, в законе 1992 года чётко говорится, что сельский учитель должен быть обеспечен бесплатным жильём. Теперь этой нормы нет. Кроме того, упрощается процедура ликвидации сельских школ. Раньше на сельском сходе решался этот вопрос, а теперь достаточно согласия представительного органа городского округа или муниципального района. Они будут исходить исключительно из экономических предпосылок. 

Но если в селе закрыть школу, то, значит, на этом населённом пункте можно поставить крест. Известно, что сельчане тянутся в города, где есть определённая свобода выбора. Поэтому решая одну проблему, мы невольно создаём другую. Вообще, к образованию нельзя подходить только с точки зрения экономической целесообразности. Это чувствительная социальная и культурная сфера.

АиФ: –  Кто будет нести финансовую ответственность за реформу?

Е. Н.: –  Учредители – региональные и муниципальные власти. Безусловно, в выигрыше останутся богатые регионы, которые смогут обеспечить достойное бюджетное финансирование школам. Уже сегодня многие талантливые педагоги из глубинки перебираются в крупные города, где за ту же самую работу они получают более достойную заработную плату. Федеральная власть, по сути, перекладывает ответственность за реформу на местный уровень. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах