О бездушии и правовом нигилизме чиновников рассказала Лидия Рыбина на последней встрече с общественностью.
Не пришли
На прошедшем 27 сентября круглом столе «Адаптация и социализация лиц из числа детей-сирот, помещённых в психоневрологические интернаты Тамбовской области. Восстановление права на жильё» из 17 приглашённых чиновников пришли только пяти человек. Не пришли сотрудники Росздравнадзора, управления образования области, управления соцзащиты, управления здравоохранения области, а ведь именно эти структуры обязаны курировать и контролировать работу интернатов.
«Мы ждали хоть кого-то из наших чиновников, — говорит расстроенная Лидия Ефремовна, — особенно нам необходима помощь сотрудников Управления соцзащиты области. Я много раз пыталась дозвониться до начальника этого управления Ореховой Анны Николаевны, записаться к ней на приём, но она для меня недоступна».
Превращают в «растения»
«У нас грубо нарушается закон «Об оказании психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Кроме того, права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушаются в части обеспечения их жильём, согласно Федеральному закону, принятому в 1996 году, — сказала Лидия Рыбина. — Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из-за недостатка внимания к ним и общения с окружающими, как правило, отстают в своём развитии и по тем или иным диагнозам попадают в психоневрологические интернаты. На самом деле не все дети являются больными. По исполнении 18 лет дети должны обеспечиваться жильём, но их помещают в психоневрологические интернаты, там лечат психотропными препаратами и делают из людей «растения». В четырнадцать лет воспитанники интернатов получают паспорта. С этого возраста администрация интерната должна уже заниматься сбором документов на каждого ребёнка, для постановки его в очередь на жильё и получение квартиры в 18 лет. Но этого не происходит, т. к. руководству интернатов это не выгодно. Им выгодно держать как можно дольше у себя этих подросших детей и получать до 75% их пенсии на свои нужды. Часто детей с задержками в развитии отправляют в психоневрологические интернаты, где они потом содержатся годами».
«За малейшую провинность их сажают в карцер, — говорит Лидия Рыбина, — как в тюрьме. Отнимают у них паспорта, распоряжаются личными вещами. Они ведь граждане России, на каком основании у них отбирают паспорта? Человек без паспорта не может получить свою пенсию, посылку на почте, отправить заявление. Да он вообще ничего не может! Его незаконно лишают всех прав. И самое главное — лишают дееспособности».
А недееспособному человеку уже ничего не положено — ни квартира, ни паспорт, ни одежда — он на всю оставшуюся жизнь помещается в специализированный психоневрологический интернат.
Восстановлены в правах
За последнее время усилиями работников «Общественного правозащитного центра Тамбовской области» более десяти таким гражданам вернули через суд дееспособность. Некоторые из них уже получили квартиры. Первым стал Сергей Грачев. А присутствовавший на встрече Юрий Попов рассказал, что до 43 лет жил и ничего не знал о том, что незаконно лишён гражданских прав, лишён положенного ему жилья, права на пособие после выхода из учебного учреждения. И только два года назад, благодаря сотрудникам Центра, он был признан дееспособным. Однако уже два года через суды неудается можем добиться восстановления его в очереди на получение жилья. Сегодня Юрий живёт в селе Кузьмино-Гать в интернате. Интернат обеспечивает его жильём, питанием, одеждой. За это у него вычитают 75% суммы от положенной ему пенсии по инвалидности.
Работники Центра отслеживают судьбу 120 детей-сирот, лишённых дееспособности. А в список на получение жилья по области включено более 2200 бывших детей-сирот.
Смотрите также:
- Живи как хочешь? В Орле сироту оставили без статуса и надежды на жильё →
- В копеечку? Путёвки в детские лагеря в Воронеже подорожали →
- Демография глазами многодетных →