Село – всему начало! Как тамбовский краевед изучает историю родных мест

До сих пор в Новоникольском сохранилась помещичья усадьба. © / Татьяна Рязанова / Из личного архива

Она окончила исторический факультет ТГУ им. Г.Р.Державина и вернулась на свою малую Родину – в село Новоникольское, что находится на реке Эртиль в 15 км от Токарёвки. Историей своей семьи и родного края занимается уже многие годы. Работая в различных архивах, общаясь с земляками-старожилами и коллегами краеведами из других регионов, Татьяна Рязанова собрала богатейший материал и надеется издать его отдельной книгой. А пока участвует в различных научно-просветительских конференциях и размещает публикации в СМИ.

   
   

Изучать, а не выдумывать

– Татьяна, я знаю, что работа в архивах и краеведческие командировки стоят немалых денег. Ваших собственных. Зачем вам это нужно?

– Да, действительно, трачу на это собственные средства. Увы, сегодня почти за всё нужно платить, даже за некоторую работу в архивах. Плюс дорога, проживание... Очень накладно. Но считаю, что знать свою историю и чтить память о своих земляках очень важно. С этого и начинается любовь к малой Родине и к людям, которые живут рядом. Необходимо изучать прошлое своей семьи, историю родного села, историю, например, храма, школы, знаменитых земляков. Именно из таких небольших и скромных краеведческих «кусочков» и складывается большая история всей нашей великой и необъятной Родины. Как говорил один из героев Андрея Платонова «Без меня народ неполный!» Так и с историей любого, пусть даже самого крохотного населённого пункта

– Вы активно выступаете за «чистоту» краеведения, много «воюете» против фальсификаций...

– Исторические мифы и фантазии – это, вообще, отдельная и обширная тема. Вот, нашла в научном справочнике информацию, что рядом с деревней Знаменка, а это в трёх километрах от Новоникольского, есть археологический памятник – древнее поселение городецкой культуры. А ничего подобного у нас там нет! Под этой информацией стоит подпись одного нашего авторитетного учёного, доктора исторических наук, профессора. Стала с ним спорить и выяснять правду, обратилась за консультацией к корифею тамбовской археологии Николаю Моисееву. И он меня поддержал! На юге нашей области не было городецких поселений! А профессор, кстати, уже пообещал мне исправить ошибку в справочнике.

Или взять, к примеру, дату основания моего родного села Новоникольского. В нескольких источниках на полном серьёзе значится, что оно «...образовалось в 1769 году и относилось к Скопинскому району Рязанской губернии». Ну, полная ерунда! Я перелопатила кучу документов в самых разных архивах и результат, увы... Не сохранились сведения о точной дате основания села! Во всяком случае, действительно достоверных сведений пока никем не найдено! Можно только приблизительно говорить о самом начале XIX века. А откуда же тогда взялся 1769 год? Всё просто. В 2014 году в Новоникольском проводили праздник «День села» и сами себе «изобрели» такую красивую, почти круглую дату – 245 лет. А местная газета этот «народный почин» тогда доверчиво подхватила и растиражировала. И никогда наше село ни к какому Скопинскому и тем более району Рязанской губернии не относилось... Район губернии – даже звучит нелепо. Грустно всё это. Да что там – Новоникольское... Даже тамбовчане, прекрасно зная, что город основан 17 апреля 1636 года, на Пасху (документально подтверждённая точная дата!) продолжают упорно отмечать День города летом! Ещё бы с Новым годом или Первомаем совместили!

Воспитатель самого царя

– И как с подобными «безобразиями» предлагаете бороться?

   
   

– Бороться с таким вопиющим искажением родной истории можно только кропотливой работой в архивах. На самом деле, вот это я совершенно точно могу подтвердить документально, село Новоникольское (второе название – Зиновка) Токаревского района нашей области, а до 1917 года Усманского уезда Тамбовской губернии, было основано действительным тайным советником, камергером Зиновьевым Василием Николаевичем (1755 – 1827) в самом начале XIX века. Земля ему была пожалована из казённой – «лежащая в урочищах от села Ертила вверх по речке Большага Ертила и прочим урочищам в количестве 8 299 десятин 1860 сажней». Следующим владельцем был его сын Николай Васильевич Зиновьев (1801 – 1882) – генерал-адъютант, один из воспитателей Александра III. А его супруга – сестра поэта Батюшкова – Юлия Николаевна была фрейлиной императрицы. Брак был бездетным и наследником стал племянник – Зиновьев Степан Степанович (1838 – 1919) В имении по доверенности служили управляющие. Отыскала и их имена: Волков Егор Иванович, Волков Петр Егорович и Артомасов Петр Иванович.
Благодаря энтузиастам появляются памятники исчезнувшим деревням – с картами улиц и фамилиями жителей. Фото: Из личного архива/ Татьяна Рязанова

– Церковь на протяжении веков была во всех смыслах центром села. Что интересного удалось найти об истории местного храма?

– Историю нашей Никольской церкви я восстанавливала долго – работала в областных архивах Тамбова, Воронежа и Липецка. Выяснила, что она была однокупольной, с колокольней в три яруса, а построена в 1809 году на средства Василия Николаевича Зиновьева, который слыл большим знатоком и ценителем прекрасного. А ещё барин был знаменит своими «Записками путешественника», получил образование в Германии и проводил много времени за границей. К сожалению, я пока не нашла его портрета.

Внутреннее убранство храма впечатляло – красивая роспись на стенах, большое распятие, дорогие иконы. Его судьба, как и многих других, трагична. В 1936 храм закрывают, а в 1943 году он был разрушен. Кирпичи пошли на строительство здания МТС и школы. Последним священником, он прослужил не один десяток лет, был Алексей Никитович Липовский, а церковным старостой Пётр Иванович Артомасов. На месте разрушенного храма в ноябре 2015 году мы установили Поклонный Крест.

Камни… из Кизляра

– Вы нашли очень любопытные связи нашей губернии с далёким Дагестаном...

– Да. Все кирпичные постройки в нашем селе возводились из местного кирпича. Изготавливали их на «гарнах» вблизи воды. А вот на фундамент использовался бутовый камень, привезённый аж из Кизляра! Несколько десятков камней сохранились, их местные жители в 60-е годы использовали для собственных хозяйственных нужд. А буквально два месяца назад я смотрела дело в госархиве нашей области периода Тамбовского наместничества за 1796 год о прошении епископа Тамбовского и Пензенского Феофила бутового камня и «для постройки фундамента Предтеченской тёплой церкви Казанского монастыря Тамбова». По, как это сейчас сказали бы, «оптовой закупочной цене». Бутовый камень для неё, оказывается, тоже добывался в Кизляре!

До сих пор в Новоникольском сохранилась помещичья усадьба с господским домом, флигелем для дворовых, кухней, складскими помещениями и конюшней – «Артомасовский хуторок». Некоторые барские постройки XIX века всё ещё служат. В селе имеется и красивый старинный каскад прудов. Поэтому в советское время наша МТС называлась Прудовская. И первый совхоз именовался «Пруды». А барская усадьба ещё имела парк и знаменитый фруктовый сад. Он исчез во время войны. Его попилили на дрова. Сад был обсажен берёзами, а господский дом – в клёнах. В годы Великой Отечественной войны многие местные жители встали на защиту Родину, 173 из них не вернулись с полей сражений. Память о наших героях увековечена в мемориальных плитах на обелиске, который находится в центре села. Среди знаменитых новоникольцев – Герой Советского Союза Василий Фёдорович Колбенёв, старший лейтенант, отличившийся в неравном бою с фашистами при освобождении Польши. Там он геройски погиб в 1945 году.

– А что можно сказать о нынешнем дне?

– Сегодня в Новоникольском проживают около 200 жителей. Работает начальная школа, медпункт, почтовое отделение, библиотека, клуб, магазин. Сельскохозяйственным производством занимаются три организации. Несмотря на то, что население наших сёл и деревень сокращается, у нас здесь сохранился свой особый духовный уклад. Жители всегда добросовестно трудились на полях и фермах, создавали крепкие семьи, и сегодня продолжают славные традиции своих предков.