Мара в опасности. Почему закрыли музей тамбовского поэта Боратынского

Евгений Боратынский — поэт «золотого» века. Сборники его издаются в сериях русской классики в России и за рубежом. В 1920-е годы в Кирсановском уезде (ныне Умётский район) была разрушена усадьба поэта - Мара. Все эти годы общественность пытается докричаться до властей о необходимости её восстановить.

   
   

Мечта о возрождении

Евгений Боратынский — уроженец села Вяжля Кирсановского уезда, многие годы жил в родовой усадьбе, которая была признанным центром русской культуры в провинции.

«С шестидесятых годов только и слышны от органов власти пустые слова о возрождении Мары, — говорит филолог, лауреат премии им. Боратынского,  инициатор областных праздников в честь поэта Владимир Андреев. — Кое-что было всё же сделано: в 2011 году в областном центре установлен памятник, хотя по задумке автора — скульптора Константина Малофеева — он предназначался всё же для Мары. В Тамбове нет степей, которым посвящены строки на плите. Также учреждена премия им. Боратынского,  издан сборник сочинений поэта».

В самой же усадьбе 20 лет действовал музей поэта при Софьинской школе, также носящей имя Боратынского. В начале «нулевых» здесь училось более 300 учеников.  Работа музея вселяла надежду на будущее возрождение и самой усадьбы как музея-заповедника.  В последнее время ходили слухи о закрытии. В мае этого года деятели литературы и культуры обратились к главе региона Александру Никитину с письмом, в котором просили возродить  Мару.

«Об этом мечтали патриоты отечественной культуры, многих из них уже нет с нами, — говорит Владимир Андреев. — И если бы мечта осуществилась, Мара была бы таким же притягательным культурным центром, как Михайловское Пушкина, Тарханы Лермонтова, Спасское-Лутовиново Тургенева и другие. Возрождение усадьбы  имело бы и экономический эффект: появились бы рабочие места, депрессивный ныне Умётский район обрёл бы второе дыхание».

Среди подписантов коллективного письма — народный артист России Николай Луганский, народный художник России Виталий Попов, а также профессоры, краеведы, актёры, писатели. Ответ на письмо пришёл от управления культуры и архивного дела области.

   
   

Равнодушный ответ

«Оторопь охватывает, когда его читаешь, — признаётся Владимир Андреев. — В нём ни слова о коллективном обращении деятелей литературы и культуры России, и весь ответ сводится к констатации известного: «Тамбовская область вносит весомый вклад в дело сохранения памяти и популяризации творческого наследия Боратынского». О самом же предложении — сохранить уникальное старинное здание, в котором работала школа им. Боратынского, создать музей-заповедник, привлечь народ для работы, вдохнуть жизнь в район, — ничего этого в  ответе за подписью начальника управления Юрия Голубева нет».

Зато содержится другая информация: школа в Софьинке, которую помещики Боратынские открыли ещё в 1881 г., решением Умётской районной администрации закрыта с 1 июля этого года, а вместе с ней и музей. В ответе управления говорится, что его экспозиция включает только копийные материалы и будет перенесена в Умётский историко-краеведческий музей. 

«Экспозиция школьного музея была выполнена любовно,  в музее  появилась библиотека редких книг, альбомов, подаренных специалистами, — не соглашается Владимир Андреев. — Были там и предметы из разорённой усадьбы Боратынских. Да и располагались школа и музей в усадебном замке дворян Башмаковых, построенном на земле, купленной у потомков поэта Боратынского. Рядом ещё одно важное место — некрополь при Вознесенской церкви, надгробные камни  Боратынских и их соседей. Как можно на национальное достояние смотреть равнодушно?»

С закрытием школы и музея нетрудно представить судьбу усадьбы: её могут растащить по кирпичам на мелкие постройки. Так уже было при разгроме усадьбы в 1920-е годы, так было и в 90-е годы, когда на кирпичи растащили большое здание детского сада в Софьинке. 

«Почему наши власти не хотят последовать примеру руководства Татарстана? — добавляет Владимир Андреев. — По решению президента усадьба потомков Боратынского в центре Казани восстановлена, и теперь Государственный музей великого поэта — центр русской культуры в Казани. В следующем году — 220-летие Боратынского. Неужели отметим окончательной гибелью Мары?»

Смотрите также: