Тамбов, 21 июня – АиФ-Черноземье.Усадьба Мара на территории Умётского района известна как родовое гнездо великого русского поэта Евгения Боратынского. Недавно из этих мест вернулся профессор пединститута МичГАУ Владимир Андреев. «АиФ-Тамбов» попросил его поделиться впечатлениями.
В тиши садов
АиФ: – Владимир Евгеньевич, чем была известна и привлекательна Мара?
Досье | |
---|---|
Владимир Евгеньевич Андреев родился в 1951 г. в Мичуринске Тамбовской области. Окончил Мичуринский государственный педагогический институт, аспирантуру при МОПИ им. Н. К. Крупской и докторантуру при МПГУ. Профессор МичГАУ, лауреат премии Тамбовской области им. Е. А. Боратынского. |
В.А.: – В самом конце XVIII века на Тамбовщине появились братья Боратынские – отец поэта, генерал-лейтенант Абрам, и вице-адмирал Богдан. Тогда император Павел I пожаловал им за усердную службу 2000 душ – крестьян из тамбовского села Вяжля и смоленского Будаева.
В Вяжле 7 (18) марта 1800 году родился Евгений Боратынский. Он крещён в храме Покрова Пресвятой Богородицы (ныне – деревня Вяжля, с. Марьинка Кирсановского района).
С 1804 году родители поэта, Абрам Андреевич и Александра Феодоровна, строили новую усадьбу Мара, близ села Вяжля. В короткое время были возведены дом с зимним садом, разбиты липовая аллея и парк, посажены сад и огород. При въезде стояли ворота. В парке устроены пруды с ажурным мостиком, каменный грот и башня. Позже в память о супруге вдова генерала на территории усадьбы построила храм Вознесения Господня.
Усадьба Мара была культурным центром в Тамбовской губернии конца ХVIII – начала ХХ веков. Здесь хранились документы рода Боратынских, имеющие историческую ценность, архивы поэтов Е. А. Боратынского и А. А. Дельвига. В разные годы здесь бывали писатель Николай Павлов, инженер барон Андрей Дельвиг, герой Отечественной войны 1812 года Николай Кривцов, поэт и родственник Боратынских Алексей Жемчужников, художник Эммануил Дмитриев-Мамонов, композитор Цезарь Кюи и др.
АиФ: – И что? От этого великолепия сегодня ничего не осталось?
В.А.: – К сожалению, усадьба Мара не сохранилась, как и множество дворянских усадеб, разрушенных в советское время. Сегодня о ней напоминают лишь фундаменты дома и храма Вознесения, парк, который несколько раз вырубали, некрополь, где покоятся мать поэта, его сестра и братья, тётки, вдова и дочь русского поэта Антона Дельвига. Кстати, именно Дельвиг неоднократно оказывал Боратынскому дружескую поддержку; ввёл его в круг литераторов, познакомил с А. С. Пушкиным и в 1819 году напечатал впервые его стихи.
АиФ: – Но ведь для восстановления усадьбы всё же что-то делалось?
В.А.: – Первая комната-музей здесь появилась в 1984 году усилиями сотрудников областного краеведческого музея, художника и коллекционера Владимира Шпильчина. В 1996 году мной установлен памятный крест на месте Вознесенского храма. Под руководством областного управления культуры в Софьинской школе, носящей имя поэта, в октябре 2000 года открылся музей, к 200-летию поэта восстановлен родовой некрополь.
Забудьте о рюшечках
АиФ: – А сама усадьба?
В.А.: – Ещё в 1957 году московский архитектор Виктор Белоусов обследовал усадьбу Мара. Это было подвигом, ведь в те времена фигура поэта-дворянина в нашей области вызывала неприятие. Руководители идеологии говорили писателю Владимиру Пешкову: «Не для того мы революцию делали, чтобы опять рюши, чепцы и генеральские ленты из могил вылезали». И всё же… Книга В. П. Пешкова и Н. М. Гордеева «Тамбовская тропинка к Пушкину» (1969) показала, на какой золотой жиле мы сидим. Ещё одному рыцарю Мары А. И. Захарову в конце 1970 – начале 1980-х гг. удалось инициировать три постановления облисполкома о восстановлении усадьбы Мара. Поднимала вопрос о возрождении усадьбы и московская поэтесса Тамара Жирмунская (из потомков крепостных Боратынских). Положительную роль сыграла и книга В. П. Пешкова «Моя начальная любовь: Е. А. Боратынский в Маре». В конце 70-х годов управление культуры заказало В. М. Белоусову проект восстановления Мары. Но медлительность обошлась дорого: деньги, выделенные советским фондом культуры для Мары, ушли на другие объекты.
Надеялись на праздники
АиФ: – Но разве не помогли литературные праздники, у истоков которых 30 лет назад вы стояли?
В.А.: – Думаю, помогли. В Маре с мая 1983 года проводятся торжества, посвящённые Евгению Абрамовичу. На поляне в усадебном парке собирались российские и тамбовские поэты и филологи, исследователи, читатели. Бывало весьма многолюдно. Прошло 20 праздников. Мы надеялись сдвинуть с места дело создания музея именитого земляка. Праздники в Маре и труды исследователей изменили статус поэта: сейчас Боратынский воспринимается как великий русский поэт-классик. Последний официальный праздник в Маре проводился три года назад. На днях мы собирались в Маре уже в связи с 30-летием первого праздника поэзии. А восстановлением усадьбы власти так и не занялись.
АиФ: – Есть сегодня хоть какая-то надежда?
В.А.: – На территории усадьбы работало несколько научных экспедиций. Состоялись научные конференции в Мичуринске, Москве и Мураново, в Казани и Тамбове. Учёные Тамбова и Мичуринска создали работы, важные для понимания личности и поэзии Боратынского. Результаты исследований помогут возрождению усадьбы. Такое место, как Мара, не может бесконечно оставаться в запустении. Придут, я верю, люди, которые будут памятливее, рачительнее нас. Рядом – лермонтовские Тарханы, которые ничем не лучше Мары. Там всё восстановлено, музейные объекты работают для людей, и туда стремятся читатели и почитатели поэта.
В последние 30 лет интерес к поэзии Боратынского растёт. В 2011 году открыт памятник Боратынскому в Тамбове – первый в России. Бюст работы тамбовского скульптора Константина Малофеева предназначался для Мары, и в этом видится знак грядущего её возрождения как литературного музея-заповедника.