С кларнетом и молотком. Зачем музыканту быть в хорошей форме

   
   

«Танец пчёлок» оренбургских школьниц, появившийся недавно в интернете, наделал много шуму в нашей стране. Его называют вульгарным, эротическим, винят педагогов и родителей, допустивших такой позор. И, конечно же, достаётся современной молодёжи. Мол, распустились совсем, не видят достойных примеров для подражания и далеки от истинного искусства. Наша встреча с молодым музыкантом Александром Ануфриевым доказала обратное.

Узнать мнение своего героя о скандальном ролике я решила уже спустя два дня после появления о нём первой информации. Однако в ответ услышала, что он и знать не знает ничего об этом «шедевре». И все-таки посмотрел - по моей просьбе.

Плотный график

досье
Александр Ануфриев. Родился в 1990 в Тамбове. Студент 4-го курса бакалавриата ТГМПИ им. С. В. Рахманинова (кларнет). Работает в коллективах: Тамбовский камерный хор им. С. В. Рахманинова, вокальный ансамбль «Стайл Саунд», городской духовой оркестр им. В. И. Агапкина, академичес­кий хор ТГМПИ. Не женат.
- К сожалению или к счастью, мне некогда смотреть такую ерунду. На этой неделе очень плотный концертный график, поэтому все время уходит на репетиции. Если честно, то для меня неудивительно, что такое «творчество» популярно среди молодёжи. Далеко не все воспитываются на лучших образцах хорошей музыки и хореографии. Ведь сами родители одобряют подобные танцы, а педагоги без зазрения совести выставляют их на всеобщее обозрение. Успел прочитать комментарии к публикациям по поводу скандального танца. Огорчает, что находятся те, кто не видит в постановке ничего зазорного, считают это трендовым направлением.

- Но ведь большинство россиян всё-таки негодуют, называя это вульгарщиной, «грязными» танцами. Значит, не всё потеряно, есть понимание нравственности?

- Да, отрицательная реакция радует. Но винят-то в основном СМИ и Интернет - мол, они диктуют моду, оттуда идёт весь негатив. Разве молодёжи нечему и негде больше учиться? Здесь не соглашусь. Возьмём нашу Асеевскую усадьбу, где теперь проходят музыкальные вечера. Вот вам живой пример того, как можно формировать вкус, не отставая от веяний времени. В стенах музыкальной гостиной исполняется не только классика. Недавно здесь проходил замечательный концерт, где звучали произведения современных петербургских композиторов Бориса ТИЩЕНКО и Александра Изосимова. Эти имена известны в кругах «продвинутых» музыкантов за пределами России. Более того, тамбовчане стали свидетелями мировой премьеры: питерские музыканты исполнили «Трио заговорщиков» из оперы «Потерянный рай». Те, кто считают себя современными и «крутыми», обязательно должны иметь представление о такой музыке. Кстати сказать, на Асеевские концерты приходит очень много молодёжи. 

Встреча в храме

 - Откуда в твоей жизни возник кларнет?

   
   

- Этот духовой инструмент появился на моём пути, можно сказать, случайно. В музыкальной школе я отучился на скрипке, но она серьёзно вышла из строя, и поступать в училище не стал. В Лазаревском храме, где с 14 лет пою на клиросе, мне повстречался замечательный человек, известный в городе музыкант - Дмитрий Чернов. Он-то и предложил попробовать поступить в Рахманиновский институт на какой-нибудь духовой инструмент. Мотивировал тем, что сегодня есть немало возможностей найти работу духовикам. Выбор мой пал на кларнет.

- Получается, что вот так просто можно «повестись» на приманку о дальнейшем трудоустройстве? А говорят, что сегодня у музыкантов нет проблем с поиском работы. Разве не так?

- Многое и впрямь зависит от того, на каком инструменте играет музыкант. Например, для духовиков в Тамбове чуть больше возможностей, т. к. есть несколько коллективов, где задействован наш брат. Сейчас катастрофически не хватает фаготистов, поэтому думаю, что такие специалисты были бы востребованы на «ура». А вообще не секрет, что каждый музыкант нагружает себя по максимуму: берёмся за все возможные варианты.

- Судя по всему, у тебя этих возможностей достаточно - ведь ты ещё известен как вокалист. Причём работаешь в солидном областном коллективе - камерном хоре им. С. В. Рахманинова. Хватает там сегодня поющих мужчин?

- Да, состав укомплектован. Но проблема в том, что сегодня у нас нет своей концертной площадки. Помещение на улице Московской, в котором мы занимаемся и где расположена наша сцена, находится в аварийном состоянии. Приходится «кочевать» по разным местам.

«Мы - не белоручки»

 - Бытует мнение, что Тамбов не даёт возможностей активно развиваться молодым музыкантам. Ты чувствуешь, что достиг того самого «потолка», и нужно ехать в столицу?

- Соглашусь, что вырасти здесь можно только до определённого уровня, т.к. за пределы области даже крупные местные коллективы особо часто не выезжают - нет финансов. И это проблема не только Тамбова, но и всех провинциальных городов с небольшой численностью населения. Даже в Москве только с десяток крупных коллективов, работающих на постоянной основе, могут позволить себе гастролировать. А без гастролей, как известно, музыкант будет топтаться на одном месте. Но в столицу ехать пока не собираюсь - нужно окончить для начала бакалавриат. И ещё немало поработать над собой.

 - Насколько я знаю, твоя работа над собой не ограничивается репетициями. Ты ещё ходишь в фитнес-центр. Зачем тебе это? Музыканты - существа изнеженные, берегут свои руки, и особо не нагружают себя физическими нагрузками.

- И как духовик, и как вокалист я должен быть в хорошей физической форме, со стойким иммунитетом. В процессе исполнения задействованы внутренние органы. Особенно интенсивно работают у нас лёгкие. Им нужно хорошее кровообращение, которое обеспечивается подвижным образом жизни. Да и просто выносливость нужно развивать - особенно это важно для концертирующих музыкантов. И другая сторона - чисто внешняя. Чтобы тебя было приятно не только слушать, но и видеть, нужно всегда быть в тонусе, подтянутым и стройным. Артист должен достойно выглядеть.

 Музыкант - не значит белоручка. Я с удовольствием занимаюсь пристройкой дома, ремонт­ными и отделочными работами. Это - хоть и физический труд, но тоже творческий. 

Смотрите также: