Человечность — это одно из самых важных и в то же время сложных понятий. Ему невозможно дать однозначное определение, ведь проявляется оно в самых разных качествах. Это и стремление к справедливости, и честность, и уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать, дать совет, а то и путёвку в жизнь.
Всё это можно с уверенностью отнести к душевным качествам Геннадия Дюжева. К сожалению, в сентябре этот человек покинул наш мир, но навсегда остался в памяти родных, друзей и учеников, которые сегодня трудятся, возводят мосты по всей стране.
Учитель с большой буквы
Память о человеке живёт вечно не только в сердцах потомков, но и в том деле, которому он посвятил себя. Для Геннадия Васильевича делом жизни стало возведение мостов. Сегодня, проезжая по путепроводам на Астраханской, Октябрьской, Лермонтовской и по мосту на дороге Тамбов — Рассказово, мы редко задумываемся — кто их создал, благодаря чьим умениям и талантам они и сегодня остаются крепкими, надёжными и удобными для нас. А ведь появились они трудами Геннадия Дюжева.
Сегодня в нашем городе его дело продолжает ученик — генеральный директор ООО «Мостострой», депутат Тамбовской областной Думы Алексей Кочетков. Именно Алексей Викторович позвонил к нам в редакцию и попросил написать об этом замечательном человеке. Чтобы вспомнили. И чтобы помнили всегда.
«Для меня Геннадий Васильевич всегда был и остаётся примером во всём! — подчёркивает он. — Его отличали профессионализм, доброжелательность, умение дать совет, помочь. И сегодня, когда возникает непростая ситуация и мне как руководителю нужно найти одно-единственное и правильное решение, я всегда вспоминаю советы учителя, как работал и поступал он. И это мне всегда помогает».
Ученики Дюжева трудятся по всей стране. Они строят мосты в центральной России, в том числе и в столичном регионе, а также в Сибири и на окраинах государства. Кстати, и без преувеличения грандиозный, уникальный проект Крымского моста, его воплощение — тоже дело рук его учеников.
Но путь человека к успеху никогда не бывает простым, лишённым терний. Так кем же был Геннадий Васильевич? Об этом нам рассказал его сын Дмитрий.
Из простой крестьянской семьи
Сохранить память об отце — святая задача для потомков. Дмитрий Дюжев пришёл в нашу редакцию с подборкой фотографий, публикаций прошлых лет, которые проливают свет на судьбу отца, и собственными воспоминаниями:
«Мой папа был из простой крестьянской семьи. Он родился в 1931 году в саратовской глубинке — в селе Сулак. Местечко это находится далеко от областного центра. Его отец, мой дедушка Василий Гаврилович, был пастухом, бабушка Прасковья Николаевна тоже всю жизнь работала в колхозе. С детства они привили детям любовь к труду и уважение к человеку. Ведь эти качества не зависят от образованности. Народ из века в век хранил и передавал правила жизни, нравственность, эти знания идут от корней, и папа унаследовал их, а затем передал и нам».
До войны детство Геннадия Васильевича было беззаботным. Он рос, купался в речке Иргиз. Вода в ней была кристально чистой — её можно было пить из ладоней. Но потом началось время испытаний — война. Отца забрали на фронт, и юный Геннадий со сверстниками остался единственной мужской силой, подпорой. С первых и до последних дней войны он трудился в колхозе. Отец вернулся домой только в 1946 году, испытав все тяготы сражений и плена.
Потом он рассказывал сыну, что научился и сеять, и пахать, и убирать урожай. Как взрослый, будущий мостостроитель носил тяжёлые мешки. В тех местах, где он жил, в годы войны формировались воинские эшелоны для главной битвы под Сталинградом. Железная дорога проходила прямо через колхозные поля, и мальчик провожал их взглядом. Ему, несмотря на малые годы, тоже хотелось сражаться. И труд на земле он воспринимал как долг, как свой вклад в будущую Победу.
«Именно война стала причиной тому, что папа не смог получить полноценного образования. Школу в Сулаке закрыли. С утра до вечера он трудился, как взрослый, и только после уборки урожая появлялись редкие минуты, чтобы учиться читать и считать, — вспоминает сын. — Но и потом, уже став руководителем, он постоянно продолжал учиться, на его столе всегда были учебники, в том числе и по русскому языку. Он до последних дней стремился к знаниям, будто хотел наверстать и получить всё то, что отняла война. Лихолетье навсегда оставило след в его душе».
После он поступил в Саратовское железнодорожное училище. Работал кузнецом на вагоноремонтном заводе в городе Энгельс. Так с ранних лет он познал труд и жнеца, и кузнеца. Затем была служба в Советской армии — целых четыре года. Геннадий Дюжев служил в авиации. Сначала попал на самый южный военный аэродром в Марах, после, пройдя курсы в Балашовском лётном училище и получив специальность стрелка-радиста, служил в Литве. Служил он на бомбардировщике Ил-28, в общей сложности в воздухе проведя больше тысячи часов. После окончания службы ему предложили связать жизнь с авиацией, но Геннадий Васильевич выбрал другой путь. Он поступил в Саратовский техникум Министерства транспортного строительства на факультет «Мосты и искусственные сооружения».
Стройки века
«Ещё во время учёбы он познакомился с моей мамой — Антониной Петровной, она училась в мединституте, — вспоминает Дмитрий Дюжев. — Скоро они поженились, родился я. Вы знаете, у компании «Мостострой» есть девиз: «Мы строим мосты, соединяя судьбы». Это правильные слова, думаю, они всецело относятся к моему отцу. Именно желание учиться мостостроению соединило судьбы моих родителей, благодаря этому и я появился на свет. После учёбы папа работал на Воронежском мостозаводе, а затем получил распределение в Сибирь, где полным ходом шли масштабные советские стройки».
Молодая семья попала в Новокузнецк, где шли работы по строительству Западно-Сибирского металлургического комбината. Он участвовал в возведении моста через реку Томь. Начинал Геннадий Дюжев прорабом, потом быстро стал старшим прорабом. Видя трудоспособность, преданность делу, руководство назначило его начальником участка мостопоезда. В его подчинении было около трёх тысяч человек. Тогда техники было ещё не так много, как при современном строительстве. Так что это было время, когда люди, не жалея сил и здоровья, собственными руками строили будущее. В Сибири он проработал до 1965 года, получив большой опыт в мостостроении. В Новокузнецке родился второй сын — Олег.
«Моя мама родом из Тамбова, и её всегда тянуло на родину, — вспоминает Дмитрий Дюжев. — Поэтому, как только появилась возможность, мы переехали сюда. Климат здесь хороший, да и рабочие руки всегда требовались».
Это время было эпохой масштабных строек и для нашей области. Геннадия Дюжева, учитывая его знания, сразу назначили начальником тамбовского участка мостоотряда № 475, он располагался в Моршанске. Тогда стали возводить железобетонные мосты и в областном центре. Их Геннадий Васильевич проектировал сам. В 1969 году он стал начальником «Мостоотряда № 79». Время его руководства стало настоящей вехой в истории. Тогда были построены путепроводы, в том числе и на Антонова-Овсеенко (ныне Астраханская). За эту работу он был удостоен звания Заслуженного строителя РСФСР.
Были и другие стройки. Один из участков мостоотряда находился в Ижевске. Там сдали в эксплуатацию путепровод «Ижмаш», построили два больших подземных перехода. Кстати, и идея построить подземный переход в районе универмага в Тамбове также принадлежала Геннадию Дюжеву. Она прошла много терний, прежде чем была реализована. И ему принадлежит идея создания перехода у памятника Ленину, которая пока не реализована, но за ней — будущее.
Мостоотряд хорошо потрудился в Московской области. На месте пустыря создали большую производственную базу, сданы многоквартирные дома, возведены мосты через реки Ока и Москва-река.
Развал Советского Союза Геннадий Васильевич воспринял тяжело, ведь он никогда не менял убеждений. В одном из интервью он с горечью признавался: «Если бы сегодня можно было поднять из могил павших в годы войны за свою Родину бойцов, то они, я думаю, не простили бы нам то, что мы сделали со своей страной». Он был патриотом, и горечь развала девяностых годов прошлого века принимал как личную драму. И при этом никогда не терял оптимизма, не опускал рук, продолжая трудиться. Организацию, которую он возглавлял, с приходом рыночных отношений приватизировали, но и в новых условиях руководитель сберёг производство. А главное, сохранил первейший из всех принципов в работе — качество.
«Папа не раз повторял, что мост отличается от дороги так же, как самолёт от автомобиля. Если на дороге случилась авария, можно остановиться и устранить поломку. Над землёй, в воздухе этого не сделать, — вспоминает сын. — Поэтому никаких форс-мажоров на мостах быть не может. А значит, любая деталь моста важна, от труда каждого строителя, от качества материала зависят жизни людей».
В новой России Геннадий Васильевич руководил «Мостоотрядом», который входил в крупную организацию «Мостотрест», до 2002 года. Затем он ещё два года трудился, но уже как специалист, давал ценные советы работникам. В 2004 году вышел на пенсию. Помимо «Заслуженного строителя РСФСР» он был также награждён званием «Почётный транспортный строитель». Геннадий Дюжев был отмечен высокими государственными наградами — орденами Дружбы народов и «Знак почёта», Золотой медалью ВДНХ.
«Орден Дружбы народов особенно редкий, — признаётся сын. — Их было выдано всего несколько тысяч штук».
Работать честно
Родные, друзья и ученики сегодня вспоминают не только профессиональные, но и человеческие качества Геннадия Васильевича.
«Он никогда, ни минуты не жалел себя, по-настоящему жил работой, горел ей, — говорит Дмитрий Дюжев. — Когда я был маленьким, он часто уезжал на несколько недель в командировки, возвращался довольным, но сильно уставшим. Как следствие, у папы ещё в молодые годы был инфаркт, всю жизнь он страдал от болезни сердца. Но это никогда не обсуждал, не показывал. Он не любил слабости, и тем более не допускал саможалости».
Коллеги воспоминают Геннадия Васильевича как доброжелательного, но требовательного руководителя. Он заботился о каждом в коллективе, для него не было чужих проблем и тем более бед. Сегодня такие начальники, к сожалению, уже становятся редкостью.
«Мне он всегда говорил — работай честно, — говорит сын. — А если видел, что я ошибался, советовал: «Давай, начинай думать своей головой!»
В Тамбовской, Московской, Белгородской, Пензенской, Саратовской, Воронежской областях, в Сибири Геннадий Васильевич за свою долгую жизнь построил 200 мостовых сооружений. Они навсегда останутся памятниками ему. Жаль, что сегодня не принято устанавливать на таких конструкциях мемориальных табличек, которые рассказали бы о людях, их создавших. Это было бы справедливо. Поэтому сегодня как никогда важно вспоминать о таких людях, как Геннадий Васильевич Дюжев. Ведь они, работники советских строек, создатели нашего сегодняшнего благополучия, — самые достойные примеры для подражания.
«Я всё же думаю, что после жизненного пути человек не уходит. Не уходит до конца, — говорит руководитель компании «Мостострой» Алексей Кочетков. — Есть люди, над которыми смерть бессильна. Кем был Геннадий Дюжев? Простым парнем из сельской глубинки. Без связей и чьей-то опеки он прошёл достойную дорогу, оставляя после себя мосты. Говорят, иногда люди сжигают за собой мосты, не могут решить проблемы, становятся одинокими, покинутыми. А он их всегда строил! Строил во всех смыслах — и соединяя берега, и соединяя отношения с людьми. И сегодня, помня о нём, его опыте и знаниях, мы смело идём дальше дорогой, которую он наметил нам, ученикам и потомкам. «Мы строим мосты, соединяя судьбы», — это девиз, вечный для нас».
Смотрите также:
- Пройти через ад смогли оптимисты. Как изучают историю по рассказам очевидце →
- В обнимку с Родиной. Ветеран о «крылатых мальчиках», героях и патриотизме →
- Писатель Михаил Еськов: Обществу необходима прополка безнравственности →