Примерное время чтения: 9 минут
2791

Писатель Михаил Еськов: Обществу необходима прополка безнравственности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Курск 19/02/2014

Курский писатель Михаил Еськов признан лучшим прозаиком 2013 года. Это почётное звание он получил за свой рассказ «Наречённая». Маленькая книжечка о человеке, столкнувшемся с онкологией, переосмысливающем свою жизнь, вызвала широкий резонанс в читательской среде. Рассказ курянина был опубликован в Интернете, и только на сайте Российской писательской организации его прочитало более 35 тысяч человек.

Екатерина Апонина, АиФ-Курск: – Я за свою проделанную работу получил большое спасибо, – признаётся Михаил Еськов. Но под работой Михаил Николаевич подразумевает не только свой писательский труд, но и собственную жизнь. Оказывается, произведение написано на основе реальных событий.

«Зараза в самом человеке»

досье
Михаил Николаевич Еськов родился в 1935 г. на хуторе Луг Пристенского района Курской области. Окончил медицинский институт, работал в сельской больнице, преподавал в институте, кандидат медицинских наук. В 1979 году начал профессионально заниматься творчеством. Лауреат Шукшинской литературной премии (2011 год), лучший прозаик (2013 год).

Михаил Еськов: – В своих рассказах я ничего из пальца не высасываю, а пишу чаще всего о том, чему был свидетелем или участником. Задуман этот рассказ был очень давно. Я начинал писать повесть, кусок написал и отложил на достаточно долгое время. И хорошо, что отложил. В то время я бы не смог его написать таким, какой он получился: со мной самим много чего произошло…

– В рассказе «Наречённая» вы пишите про тех, кого встречали, или про себя?

– Здесь фактура буквальная. 1943–44–й, мне было где–то 8–9 лет, село освободили от немцев. Ничего не осталось, нашли плужок один. В него запрягали женщин и пахали землю. Я пахал на сёстрах и на соседской девушке. Она была моложе моих сестёр, но отличалась рослостью. Она стала коренной, а я за плугом. Плуг тяжёлый, уматывал меня вовсю. Она надо мной подтрунивала. А потом уже, когда я учился в школе, мама заболела, и мне пришлось хозяйство содержать, печку топить, готовить еду и в школу ходить за пять километров. Мама смотрела–смотрела и решила меня женить на соседке… Но забыли об этом как–то.

Потом мы с женой уже посещали её (соседку. – Ред.), больную. В этой одной–единственной личности слилась судьба тысяч, а может, даже и миллионов русских женщин. В послевоенное время мало кто из них выходил замуж.

– Болезнь, описанная в рассказе, – это тоже про Вас?

– Тоже про меня... И химиотерапия. И цвет волос поменялся, и со слуховым аппаратом я теперь хожу. Но Бог дал мне продление жизни.

– Человек после таких испытаний начинает переосмысливать жизнь, как и герой вашего рассказа. Вы действительно считаете, что заболевания зависят от того, что человек держит у себя в голове, что он сделал, а не от каких–то внешних факторов?

– Всё это неоднозначно. На наше здоровье оказывает влияние и окружающая среда, и мы сами. Мы очень мало знаем психическую сторону человека. Мы изучаем, что происходит в желудке, а что происходит с психикой и как это влияет на тот же желудок, мало представляем. При онкологии, как при никакой другой болезни, очень важна психическая составляющая. Известно ещё из Библии, что уныние, гордыня разрушают человека. Мы на это не обращаем внимания, но воцерковлённые люди это знают. Монахи живут долго, потому что они на жизнь смотрят с благоговением, радуясь тому, что живут.

Вот этому, конечно, педагогика и психология должны нас обучать – учить глядеть на мир влюблёнными глазами. Когда монахов закрывали в тюрьмах, они пили ту жидкость, которая была, в том числе и собственную. Но никто из них не болел. Заразы не было никакой. Зараза в самом человеке. Если он желает заболеть, он заболеет, чего боится, то и получит. Собаки это очень хорошо чувствуют: боишься – укусит, не боишься – мимо пройдёт. Я даже приведу в пример случай, ставший уже сказанием. Вели конвоем монахинь в Магадане. Одну заключённую очень не любили конвоиры – травили на неё собак. Только получат новую партию собак – и пускают на неё. Она же просто выставляла ладонь, читала молитву, и натасканные на людей овчарки подходили и лизали ей руки. Охранники после пристреливали этих собак, считая их негодными. Вот что можно сделать душой, если знаешь, как с ней работать.

Родителей в пример

– У нас же на душу времени совсем не остаётся. В школах делают упор на быстрое получение знаний для «успешной» сытой жизни…

– В этих условиях всё зависит от семьи. Семья должна давать психологическую душевную ограду, учить чистоте помыслов, тогда ничего не будет страшно.

Отдельно взятый человек не может перестроить систему. В жизни–то ведь как: мы очень часто жалуемся: то правитель плохой, то руководитель плохой, то муж не удался, то жена не та, какую надо бы. А в сущности, Бог потом спросит не о том, какой был правитель, а кто ты на Земле? Что ты сам сделал для людей, с которыми встречался. Вот, собственно, основной вопрос, который каждый человек должен для себя решить. Всё остальное так, мимоходом.

Как любить детей? Не всегда человек понимает, как это нужно делать. После войны было очень много фактических сирот, в частности, в нашей семье: трое братьев и отец погибли на фронте, трое умерли от голода, мы оставались с мамой. Но мы брошенными не были: мама управляла всем, особенно нравственностью. Если на краю хутора что–нибудь набедокурил, знаешь, что вечером, когда ты явишься домой, мать уже будет всё знать, и ты получишь соответствующее «обучение». Мы в деревне были «пригляжены». Нынешние поколения растут под присмотром не родителей, а безликого телевизора и Интернета. Родители должны быть для детей главным примером во всём. Животные учат своих детёнышей одним простым примером: «Делай, как я». А человек порой на такое не способен, потому что он сам нередко бывает с двойным дном. И как бы он это не скрывал, от ребёнка истину не утаишь. И вот такое «воспитание» сказывается самым худшим образом на наших детях. В итоге, мы сейчас не голодные, но и не счастливые. Мы это счастье должны обрести дома. Как дома научат любить, так человек будет любить всю остальную жизнь.

Полуголодные, но счастливые

– Когда, по–вашему, люди были счастливыми?

– Я как раз застал время, когда люди были счастливыми. Почему? Тогда у нас у всех были равные возможности. Я учился в сельской школе. Я сам поступил в медицинский институт. Конкурс был девять человек на место. Никаких репетиторов, никакой подготовки. Я приеду, сдам экзамен и возвращаюсь на торфяное болото, копаю торф, с болота снова на экзамен. А сейчас я не представляю, как бы я из того болота поступил в какое–нибудь учебное заведение. Мы тогда были полуголодные, плохо одетые, но у нас не было зависти. Счастье складывается из полноты жизни, от того, какой «кусок» тебе достаётся. Тогда куски доставались всем равные.

В боксе на ринг выходят спортсмены в одной весовой категории. Можете представить, что получится, если на ринг выпустить боксёров разного веса? Обязательно кто–то с собой пистолет захватит. Чтобы такое неравенство не порождало разрушений, в государстве должны быть жёсткие и единые для всех законы.

– Говорят, что писатель наделён даром видеть будущее…

– Почему именно писатель? Иногда старая неграмотная бабушка видит так далеко и так много. Увидеть будущее – это же не просто предсказать, что случится, это помочь человеку в будущем стать Человеком. Дело в том, что у нас в геноме чрезвычайно много генов от плесени, свиньи и белой акулы. Если у человека преобладает плесень, он злобный и всем недовольный. Таких людей немало. От свиньи тоже много взяли – думаю, в жизни вы немало «хрюш» встречали. И белая акула – это хищница. А человеческого материала в людях очень мало. И вот роль бабушки, «предсказывающей будущее», – сохранить у своих потомков это человеческое. И писатель, если его произведения насыщены добром, работает в том же направлении.

– Каким вы видите наше будущее?

– Я не берусь судить о том, что будет с землёй и т. д. У меня есть пять правнуков. Сейчас я радуюсь всему, что с ними происходит. Несмотря на то, что в жизни им придётся встретиться со всем, и с гадким в том числе, мы им это гадкое не показываем. Взять огород: мы же не просто посадили на нём что–то и всё. Его же надо полоть, сорняки убирать с ранней весны до поздней осени. С человеком происходит то же самое. И я полагаю, что, в конце концов, мы осознаем, что прополку безнравственности проводить в нашем обществе необходимо. В этом смысле религия и культура совершенно незаменимы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах