Кто были наши далёкие предки и как они понимали смысл жизни? Почему мы теряем уникальные памятники? Удаётся ли находить в курганах сокровища? Об этом – в беседе с ведущим археологом Центра по сохранению и использованию историко–культурного наследия и киноматериалов Тамбовской области Николаем Моисеевым.
Охотники и пахари
– Николай Борисович, история нашего региона неразрывно связана с мордвой–мокшей. Нам привычны мордовские фамилии, да и слово «Тамбов» – мордовского происхождения. Означает ли это, что древнейшим населением края была мордва?
– В какое время Тамбовский край заселяется полностью?
– В бронзовый век, это третье и второе тысячелетия до нашей эры. В это время осваивается металлургия бронзы, и памятники этого периода исследованы лучше всего. В южной половине Тамбовщины формируются поселения пастушеско–земледейного хозяйства, а на севере преобладает сочетание охоты, собирательства и рыболовства со скотоводством и земледелием. Вначале сюда проникают племена катакомбной культуры (названы по характеру могильных сооружений). Именно катакомбники первыми соорудили на Тамбовщине курганы – насыпи над захоронениями. Для них характерны такие признаки, как скорченное на правом боку положение погребенных, искусственная прижизненная деформация черепов, культовые сосуды – курильницы и другие. Некоторое время сосуществовали с катакомбниками, а затем полностью сменили их племена абашевской культуры, которые названы так по первому исследованному могильнику у села Абашево. Они заселили территорию Тамбовщины, свободную от леса, освоили малые реки. Археологические раскопки курганов дали уникальные результаты для оценки роли и места этой культуры в историческом процессе Восточной Европы. Абашевская культура плавно сменилась срубной, в основе хозяйства которой большое место занимало земледелие.
Да – скифы мы!
– Действительно ли в далеком прошлом у нас обитали скифские племена?
– В ранний железный век, а это VIII – IV века до нашей эры, в южной половине Тамбовского края кочевали киммерийские, скифские, сарматские племена. Во многих тамбовских музеях хранятся типичные скифские и сарматские мечи – акинаки, выпаханные из курганов. Лесное Поценье этого времени было освоено финно–угорским населением (городецкая культура). Помимо обычных посёлков, племена городецкой культуры часто строили укрёпленные городища на высоких обрывистых берегах рек и оврагов. И только в средневековье на землях, освоенных городецкими племенами, формируется известная финно–угорская группа – мордва. Со второй половины первого тысячелетия нашей эры нашу территорию заселяет мордва–мокша, а восточнее – эрзя. Наиболее хорошо исследованы могильники в Моршанском районе, находки свидетельствуют о самобытности и самодостаточности мордвы–мокши вплоть до её колонизации русским населением.
Земля – чрево
– Удавалось ли находить в курганах сокровища?
– Случайные раскопки курганов с целью найти клады известны на Тамбовщине ещё с XIX века. Такие кладоискатели нанесли непоправимый ущерб памятникам старины, их «трудами» уничтожены уникальные погребения. По письменным источникам и воспоминаниям старожилов курганы имели различную форму: полушарие, овал, конус, конус с усечённой вершиной и т.д. Каждая форма была традиционна для определённого времени и культуры. Я уже говорил, что, к сожалению, сегодня почти все курганы распахиваются и только единицы сохранили первоначальную форму.
– Значит, сокровища – это только легенды?
– О курганах народ всегда слагал легенды. Были предания о спрятанных сокровищах под курганами у села Сабурово Никифоровского района, сёл Новое Козьмодемьяновское и Ивано–Пущино Первомайского района. Ивано–Пущинский курган раскопан ещё в конце 80–х годов археологической экспедицией, под насыпью обнаружили захоронение грудного ребёнка и небольшой глиняный сосуд. Других находок в погребении не было, хотя легенда гласила о большой землянке разбойников с оружием и награбленным добром. И в других случаях, когда изучались захоронения, народные легенды о спрятанных драгоценностях не находили подтверждения. Но всё же благодаря исследованию курганов можно прийти к важным выводам о наших предках, об их жизненной философии, понимании мира. К примеру, иногда погребённые были в скорченной позе на боку и посыпаны красной охрой. Если сопоставить такую позу с положением ребёнка в чреве матери, а охру условно принять за кровь, то курганскую насыпь можно рассматривать как имитацию беременного живота. Отношение древних к земле как к женщине, матери прослеживается ещё с каменного века. Все вещи, находимые вместе с таким погребением, свидетельствуют, что умерший чаял новой жизни, верил в возрождение и свой новый приход в этот мир. Мне думается, изучив тайны курганов, узнав больше о наших предках, их взглядах, мыслях и вере, мы, далёкие потомки, тем самым восстанавливаем память о них и в какой–то степени возвращаем им жизнь.
Смотрите также:
- Археолог Никитин про скифы, курганы, Вантит и другие древности Воронежа →
- Борисовское городище. Белгородские археологи завершили летний сезон →
- Тайны прошлого. Археолог об уникальных находках в Липецкой области →