Воронежу необходим «дом музыки» для развития искусства

В столице Черноземья на днях завершился фестиваль современного искусства «Чернозём», длившийся почти месяц. Он отличился большим разнообразием новых художественных форм, чем и вдохновил, и ужаснул воронежскую публику.

   
   

О проблемах и перспективах современного искусства, а также о том, как его воспринимает наш зритель, рассказал Дмитрий Большаков, руководитель творческой арт-группы «Квадрат».

Зритель готов

АиФ: – Современные направления в искусстве – это и модно, и интересно, но созрели ли воронежцы для их постижения?

Д.Б.: –  Все мы в той или иной степени являемся потребителями современного искусства, слушаем современные музыкальные группы, интересуемся артистами. Рок и хип–хоп – это ведь тоже не традиционные направления, дело лишь в том, что мы к ним привыкли. Но есть более авангардные стили, которые, возможно, находятся на острие эксперимента, и их аудитория, разумеется, гораздо уже. 

Современное искусство работает с современными формами или отвечает на те вопросы, которые нас интересуют, а если и обращается к «вечным темам», то передаёт их по–своему. Вспомните, например, недавний скандал с постановкой в Воронеже «Педагогической поэмы» на Платоновском фестивале. Это была современная интерпретация. И в первый раз её разнесли в пух и прах, просто потому что аудитория, которая пришла туда, не ожидала такой художественной подачи. Второй показ имел огромный успех, т. к. публика была уже более подготовленной.

АиФ: –  Можно ли сказать, что Воронеж богат музыкантами и художниками, и отличаемся ли мы в этом плане от других регионов? 

   
   

Д.Б.: – Людей искусства у нас не больше и не меньше, чем в других городах. Творцы есть – и это главное. С другой стороны, город у нас не маленький, а значит, и занятых в творчестве людей больше. У нас много молодёжи, культурных заведений. Значит, потенциал есть, и важно давать ему почву для развития.

АиФ: – А что понимается под «почвой»?

Д.Б.: – Очень не хватает общей площадки для людей искусства. Нужны некие организации вроде «дома музыки», где люди могли бы работать, проявлять себя. Например, Воронежская филармония не может стать такой площадкой. Туда нельзя прийти какому–то камерному оркестру или непрофессиональному музыкальному коллективу и получить в распоряжение площадку для работы. Может, поэтому музыканты и стремятся уехать в столицу, чтобы реализовать себя там, но зачастую это вообще не приносит никаких результатов. Ведь по большому счёту совершенно неважно, где ты живёшь, важно то, что ты делаешь. В нашем городе есть много музыкальных коллективов, которые творят здесь, но при этом работают даже для заграницы, и их музыка там хорошо известна.  

Сейчас спою!

Разговорчики

​в сети
«...Пусть я буду 1 000 раз ретро-град и быдло и 4 000 раз проклят, но весь этот концептуализмЪ, имхо, высосан из пальца. Снова у нас один эпатаж и отвращение…» (о выставке видеоарте «Видение» на фестивале «Чернозём»). https://vk.com «… А почему художники не стали делать таблички на своих произведениях? Просто людям, далёким от искусства (а таких в Воронеже большинство), но желающим приобщиться, вообще сложно понять, что хотели выразить авторы» (о выставке «Основания»). https://vk.com «...Для этого фестиваля предлагаю инсталляцию-фотовыставку: «Места общественного пользования в чернозёмной столице»... Может, кто из современных художников возьмётся?..» https://bvf.ru

АиФ: – Недавно у нас с успехом прошёл фестиваль «Чернозём». Какие трудности возникают при подготовке подобных программ? 

Д.Б.: – Как ни крути, в первую очередь – это финансы. Их не хватает всегда, но я всё же надеюсь, что с годами эта проблема будет решаться, хотя бы в силу того, что художественная мощь нашего города должна расти. Очень много проблем с площадками для выступлений. Хорошо оборудованных сцен крайне мало, хотя на первый взгляд так и не покажется. Радует, например, выставочный зал музея имени Крамского, который недавно отремонтировали. Другие площадки пока оставляют желать лучшего. 

АиФ: – Какие направления в музыке у нас лучше развиты?

Д.Б.: – Не могу сказать, чтобы в Воронеже были развиты все музыкальные направления. Всего понемногу. Местные музыканты работают в разных жанрах, много экспериментируют, и в каждом из стилей можно выделить достойных представителей. Пожалуй, исключение – джазовая музыка, которая у нас находится в зачаточном состоянии, хотя есть несколько коллективов, создающих хорошие импровизации. Рок–сцена тоже плохо развита, профессиональных коллективов почти нет. Но, конечно же, главное не количество модных направлений, а сама музыка и люди, которые её создают. А таковых здесь немало. 

АиФ: – То, что в Воронеже много людей, занимающихся искусством, это хорошо, но сформирована ли у нас творческая среда для культурного процесса? 

Д.Б.: – Среда однозначно есть. И Воронеж вполне подготовлен к культурному процессу, более того, он идёт, и я уверен, что каждый житель уже ощутил на себе его присутствие. Главное, чтобы культура в нашем городе «варилась», а бульон для неё уже кипит.

Мнение музыканта

Ярослав Борисов, лидер группы «Happy55»:

– Музыкальная обстановка в Воронеже, безусловно, радужней, чем 5 лет назад. Люди начинают понемногу интересоваться музыкой, быт сползает с почётного пьедестала, появляются и меценаты, готовые вкладывать деньги в искусство – ради него самого, а не для рентабельности. Да и в целом в Воронеже есть очень много талантливых музыкантов. Но большинству из них не хватает организованности в работе. Многие застревают в состоянии «хиппи», и им очень сложно создать внутренний стержень, поэтому они никуда не двигаются.

Коллективам не хватает дисциплины, а это важный признак профессионализма, и дело даже не в том, зарабатываешь ты этим или нет. Но делать профессиональную музыку стоит хотя бы потому, что слушатели её ждут. Правда, многие не желают современную музыку понимать, специально отыскивают в ней червоточины и изъяны. Хотя если покопаться, можно и у великого Шаляпина найти самоповторы и несовершенство формы. Нельзя всюду подставить свои критерии и сверять по ним искусство – ведь это не автомобиль домохозяйки. Оно идёт от обратного, исследует все стороны жизни, экспериментирует, ищет пути, и услышать новое можно, только отбросив старое. 

Смотрите также: