Война за чернозёмы: пан или пропал?

Воронежские чернозёмы – сокровище. И за право ими владеть идёт настоящая война, в основном в холодном, но бывает и в горячем варианте – со стрельбой и жертвами. И, пожалуй, решительный перевес в этой борьбе получит тот, кого поддержит государство. Не на словах, а на деле.

   
   

Холодная осень 2013-го

официально
«Малый сектор сельской экономики Воронежской области насчитывает более 3 500 крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственных потребкооперативов, а также свыше 360 тыс. личных подсобных хозяйств, - говорится в ведомственной целевой программе поддержки фермеров Воронежской области. - Сейчас фермерские хозяйства региона обрабатывают порядка 580 тыс. га пашни, или пятую часть от её общей площади. Сектор малых форм хозяйствования в совокупности производит в стоимостном выражении более половины общего объёма валовой продукции сельского хозяйства. Бурный рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств региона в середине 90-х годов прошлого столетия привёл к тому, что к началу 2000 года их численность достигла более 4 тысяч. В последующие годы в основном происходило их сокращение. Изменение сложившегося негативного тренда сокращения роста численности хозяйствующих КФХ требует дополнительной гос-поддержки вновь создаваемым фермерским хозяйствам».

В области замаячил призрак Кущёвки. На прошлой неделе фермеры собрались в Анне, чтобы потребовать у государства защиты от криминальных расправ. Более 70 землевладельцев из Аннинского, Бобровского, Борисоглебского, Воробьёвского, Грибановского, Эртильского, Семилукского и Терновского районов обратились с письмом к президенту, губернатору и министру сельского хозяйства. Поводом для обращения стали события в селе 3–я Александровка Терновского района, всколыхнувшие всю Воронежскую область. Там 27 октября произошло нападение на Анатолия Лапшева, фермера и депутата сельского поселения. Мужчина поздно вечером возвращался с работы и был уже на пороге дома, когда ему дважды выстрелили в живот. Через несколько часов поблизости задержали двух воронежцев, подозреваемых в нападении на фермера. В следственном комитете сообщили, что покушение может быть связано с профессиональной деятельностью Анатолия Лапшева.

Впрочем, коллеги депутата в этом нисколько не сомневаются. По их словам, фермеру угрожали давно. Крестьяне убеждены: заказчики преступления стремились не только убить Анатолия Лапшева, но и запугать остальных мелких землевладельцев. Ведь криминальные «наезды» в последнее время стали делом обычным. Цель одна – отобрать землю.

– Такие случаи есть везде, – говорит Ольга Мощенко, фермер, член общественной палаты Воронежской области. – Например, у нас в Семилукском районе агрохолдинг засевает земли фермера Владимира Пономарёва, на которые у того есть «зелёнка»!

В спорах за чернозёмы рейдеры подчас неразборчивы в аргументах. Так, по словам фермеров, бандиты позволяют себе входить в кабинеты чиновников Аннинской райадминистрации с гранатами. Фермеры ждут от правоохранительных органов решительных действий и уверены: если не будут найдены заказчики покушения на Лапшева, нормально жить и работать станет просто невозможно.

Сами же фермеры перед лицом опасности решили объединиться. Поэтому вторым вопросом, обсуждавшимся на собрании, стало возобновление работы фермерской ассоциации.

   
   

– Нельзя допускать, чтобы каждый варился в своём соку, –уверена Ольга Мощенко. – Ведь сегодня землю отнимут у одного, завтра – у другого. Если не будет сопротивления, если фермеры не будут держаться вместе, притеснять начнут всех.

Не на жизнь, а на смерть

Криминальные разборки на нивах области удивления не вызывают. Многие помнят, как в июле 2009 года у села Старая Чигла в Аннинском районе развернулась, в прямом смысле слова, битва за урожай: 10 тысяч га

оспаривали крупнейший агрохолдинг «Продимекс», владеющий сегодня 7 сахарными заводами в области, и местное «Перепелиное хозяйство», крупнейший на тот момент производитель мяса и яиц перепелов в стране. Нанятые фирмами охранники стреляли друг в друга, дрались камнями и железными прутьями. В результате в больницу попали около 20 «боевиков».

До сих пор итоги неравного противостояния были в основном одинаковыми: агрохолдинги по всей стране стремительно «поедают» мелкие хозяйства. Ни один фермер не может рассчитывать на такие дешёвые кредиты, которые доступны сельхозкорпорациям. Холдинги оснащены самой современной техникой, а благодаря широкой географии латифундий гораздо меньше зависят от погодных условий.

Кстати, есть подозрения, что в этой войне используется и биологическое оружие. Так, многие эксперты таинственные причины возникновения недавней эпидемии африканской чумы свиней связывают именно со стремлением агрохолдингов избавиться от мелких конкурентов в виде частников и фермеров. В связи со вступлением в ВТО и резким снижением пошлин на свинину и живых свиней отрасль оказалась в тяжёлом кризисе – за год цены на свинину в стране упали на 35%. Логично предположить, что крупные производители решили выжить за счёт простых деревенских жителей, для которых хрюшки порой – единственный источник дохода. Неслучайно вице–премьер Аркадий Дворкович зондировал общественное мнение, предлагая полностью запретить разводить свиней на фермах и в подсобных хозяйствах.

– Имеет основания и точка зрения, что уничтожение малого свиноводства под благовидным предлогом АЧС – это циничное уничтожение конкурента, – заявили члены  Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в обращении к президенту России. –

Монопольное положение крупных свинокомплексов позволит им жёстче диктовать условия государству «во имя сохранения» отрасли свиноводства в целом.

Неудивительно, что едва ли ни в каждом регионе, до которого добралась АЧС, легко можно было определить тех, кому она на руку. Например, в Краснодарском крае такие слухи шли про холдинг «Агрокомплекс», который принадлежит отцу губернатора Александра Ткачёва. Воронежские крестьяне поговаривали, что чума на их фермы пришла по вине проекта «Агроэко».

Селян погонят с их земли?

Похоже, лозунг «Фермеры накормят Россию» так и остался в 90–х годах. Уже в начале следующего десятилетия государство перестало делать на них ставку. В своё время, будучи министром сельского хозяйства, Алексей Гордеев отмечал, что повальная фермеризация страны – это откат на 100 лет назад. Конечно, в условиях глобального рынка обеспечить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства способны только крупные сельхозпроизводители. Но, по мнению ряда экспертов, в этой ситуации государство проигрывает стратегически, окончательно разрушая деревню и оставляя пустовать огромные пространства страны. Кроме того, в погоне за сверхурожаями экология и сохранение плодородия уходят на второй план.

Кстати, в Белоруссии выбрали средний путь, сохранив колхозы и подняв на щит старую советскую идею агрогородков. Республика вложила миллиарды рублей в устройство социальной и производственной инфраструктуры и сделала проживание в сельской глубинке не менее комфортным, чем в крупном городе.

Но у нас от идеи коллективного хозяйствования отказались давно и, похоже, бесповоротно. Так что вполне возможно, что скоро крестьянам придётся окончательно освободить место для холдингов, а горожанам – забыть вкус натуральных продуктов.

Реформа зависла

Вячеслав Телегин, председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России:

- Сигналы о давлении на фермеров поступают из большинства регионов. Но ведь у нас в стране 40 миллионов гектаров неиспользуемой земли - есть куда приложить силы. Но холдинги разевают рот на уже обработанные территории. Давить на фермеров дешевле. Фермеры законопослушны, а если закон нарушают крупные производители, государство закрывает глаза и не принимает мер. Главная задача сегодня - наказать виновных в недавнем покушении на Анатолия Лапшева. И наказать не только исполнителей, но и заказчиков. А фермеры должны сплочённее защищать свои интересы в земельной политике.

Нужно закончить земельную реформу. Когда более 80% земли «висит в воздухе» -не оформлено ни в регистрационной, ни в кадастровой палатах, - понятно, что многие вопросы решаются через взятки, а то и через криминал. Государство должно вплотную заняться этим вопросом.

Монополизация, бе-зусловно, приведёт к росту цен. А главное, будут накапливаться социальные проблемы. Ведь крупные агрохолдинги не занимаются социальными вопросами. Новые технологии позволяют заменить 10 человек одним сотрудником. Согласно переписи 2006 года, 93% работающих в сельском хозяйстве - это малый и средний бизнес. Во всём мире он является основой экономики, потому что решает вопрос занятости.

Смотрите также: