Сбежим из города?Общественник Ю. Новиков о транспортном коллапсе в Воронеже

   
   

Но выход из тупика, оказывается, есть. Об этом нам рассказал Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт».

Небоскрёб на бездорожье

Юрий Голубь, АиФ-Черноземье: – Юрий, в Воронеже жилые комплексы растут, как грибы, а вот новых дорог почти не строят. Чем нам это грозит?

– Конечно, строительство набережной Массалитинова улучшило ситуацию. Но если таких примеров один–два, то новых жилых микрорайонов – десятки. А ведь по росту автомобилизации Воронеж – на втором месте в стране после Подмосковья. Так что транспортная ситуация только ухудшится, если ничего не делать прямо сейчас. Особенно это будет заметно в Шилово, Юго–Западном и Северном районах. В Северном готовятся к вводу три новых микрорайона, но ни одной новой дороги не появилось. Будут ли исполнены планы по продлению улицы Шишкова до улицы Ломоносова, неизвестно. Ещё планировался так называемый Олимпийский бульвар, который связал бы бульвар Победы с микрорайоном СХИ, но его трасса уже почти застроена. Так что, когда сдадут всё жильё, движение в районе памятника Славы и гипермаркета «ОК» будет практически парализовано.

– Неужели у чиновников нет никаких толковых планов?

– Пожалуй, ничего конкретного, кроме расширения улицы Ломоносова и продления улицы Тимирязева до Берёзовой Рощи, пока нет. При этом СХИ перестанет быть зелёным микрорайоном, он станет транзитным, а значит, как и все, загазованным и шумным. Строительство Олимпийского бульвара было бы гораздо лучшим решением.

В долгий ящик откладывается создание развязок на улице Остужева, пересечении улиц Антонова–Овсеенко, 9 Января и Героев–Сибиряков и на пересечении улицы Антонова–Овсеенко с Московским проспектом. Но самое главное –  необходимость их строительства вовсе не очевидна. Это временное решение: вкладывая по несколько миллиардов рублей, мы будем переносить нагрузку на следующий дорожный узел и так до бесконечности. Вместо этого есть дешёвые чисто организационные меры. В частности, запрет левых поворотов на магистральных улицах и перестройка работы светофоров. Прежде всего нужно купить не такое уж дорогое программное обеспечение и создать интерактивную модель города: компьютерные эксперименты подскажут лучшее решение. Но вместо этого мы начинаем хаотически искать, где построить развязку, и выбивать под это федеральное финансирование.

   
   

Нельзя – и всё

– В мэрии отказались от выделенных полос для общественного транспорта и платной парковки в центре Воронежа. Но удастся ли обойтись без таких мер?

– Воронеж – типичный город с деловым центром и спальными окраинами. Так что никаких альтернатив тому, чтобы ограничивать движение в центре, у нас нет. К сожалению, центр города не настолько велик, чтобы предоставить парковочное место каждому. Это факт. Парковка в центре может быть только платной, кроме дворов, где стоянку организуют сами жители. Это делается не для того, чтобы наполнять бюджет, а чтобы разгружать движение. Есть и организационные меры: автобусы беспрепятственно едут по выделенным полосам, а автомобили стоят в других двух рядах. И ещё одна мера, от которой мы не уйдём: все улицы, в которых меньше, чем две полосы в одну сторону, становятся односторонними. При этом в центре нужно полностью запретить левые повороты, кроме буквально двух.

Всё это должно побудить людей пересесть на общественный транспорт. Я работаю в центре и езжу туда на машине, лишь когда возвращаюсь домой с тяжёлой сумкой. Если создать комфортный общественный транспорт, куда можно зайти большой компанией, с сумкой, с коляской, никакой необходимости ездить на личном авто не будет. Другое дело, что сегодняшний общественный транспорт крайне некомфортен и недружелюбен к пассажирам.

Кстати, известна судьба городов, где посчитали, что автомобилизация – это хорошо, а общественный транспорт оставляли для бедных. Это Детройт. Автомобильная столица мира превратилась в место, где небезопасно жить человеку. Участь города печальна – он фактически вымер.

– Идёт «война» между автомобилистами и пешеходами, продолжают гореть машины. Когда наступит мир?

– У нас появился класс автомобилистов, а культуры пользования машиной нет. Нужно чётко понять, что парковаться на тротуаре или газоне нельзя, даже если очень хочется. Нельзя – и всё. Нельзя перекрывать доступ к подъезду: там идут пешеходы с колясками и тяжёлыми сумками. По–прежнему людей не пропускают на пешеходных переходах. Потому у нас и горят машины. И что должны чувствовать родители с маленьким ребёнком, если у них всю ночь под окном ревёт сигнализация, которую хозяин машины не удосужился настроить так, чтобы она не включалась при каждом дуновении ветра? Покупая автомобиль, человек должен понимать: проблемы, связанные с машиной, – это его головная боль, а не забота всего города.

Ненаучная фантастика

– Зато чиновники погрязли в маниловщине: говорят о метро, о возрождении трамвая…

– Действительно, городскими чиновниками обсуждается сплошная фантастика: даже у федерального центра нет денег на эти проекты. Метро стоит где–то 120 млрд, при том, что более–менее вменяемую схему станций мы построим году так в 2050. Восстановление трамвайной сети 1989 года обойдётся в 89 млрд рублей. К слову, годовые доходы бюджета всей области – 72 млрд рублей.

Никакие 200 новых автобусов на газовых турбинах проблему не решат. Они будут толпиться у остановок вместо «Газелей» и стоять в тех же пробках. У автобуса самая меньшая провозная способность, самый маленький срок эксплуатации, это самый экологически вредный вид транспорта. К тому же, отказавшись от микроавтобусов, придётся сократить маршрутную сеть, а это вызовет недовольство.

Мы, общественники, предлагаем создать шесть магистральных линий скоростного транспорта, проходящих по городу с севера на юг. Это может быть как автотранспорт, так и скоростной трамвай. Между магистральными – периферийные линии, по которым автобусы и троллейбусы будут подвозить пассажиров. Кроме того, будет электронная оплата проезда по карте: например, вы активируете поездку на 90 минут, и за это время можете пересаживаться на любой вид транспорта. Придётся отказаться от идеи, что всегда есть «Газель», которая довезёт из одной подворотни в другую. Возврат к пересадкам неизбежен.

И ещё. В городах, по которым трудно передвигаться, невозможно вести бизнес. Рабочий день вместо восьми часов по факту – шесть, ведь два часа работник приходит в себя после поездки в набитом автобусе. Загазованность порождает онкозаболевания, сокращает жизнь. В конце концов люди из города побегут – просто для того, чтобы дожить хотя бы до 70, а не до 45 лет.

Смотрите также: