Камерный театр отпраздновал новоселье спектаклем «Борис Годунов»

   
   

Воронежский Камерный театр показал первую постановку на сцене нового здания на улице Карла Маркса вчера, 10 сентября.

Здание из будущего

Новое здание Камерного театра, кажется, появилось из футуристического романа. В некотором смысле оно походит на «стальные пещеры»:  небольшой и строгий внешне Дом-театр скрывает в себе большое хорошо продуманное пространство с двумя залами (на 70 и 180 мест), галереей для выставок, буфетами и вспомогательными помещениями. Мягкие цвета интерьера сочетаются здесь с будто бы оголёнными бетонными стенами. Это напоминает здания из будущего в стиле «лофт» в научно-фантастических произведениях.

Первые шаги по просторному фойе вызывают странное чувство. Здесь нет той милой тесноты, к которой можно было привыкнуть за многие годы на Никитинской. С первого взгляда, даже не понятно, куда себя направить в таком просторе, когда вокруг непривычно большое количество людей.

Но, с другой стороны, даже в день новоселья театр утверждает атмосферу камерности. Она не утонула в модерне постройки, она осталась в звуке и цвете интерьера и сцены. Под её влияние попадаешь тогда, когда понимаешь, как устроено новое здание. Площади стало больше, и труппе, видимо, предстоит ещё осознать, как сочетать камерность с огромным пространством. Но первая постановка показала, что результат работы актёров и постановщиков должен оправдать ожидания зрителя.

В день переезда Камерный сыграл новый спектакль по драме Пушкина «Борис Годунов». После постановки гости (в том числе глава региона Алексей Гордеев) поздравили труппу с новосельем.

В конце мероприятия актёры показали капустник.

   
   

Современный «Годунов»

Спектакль-эскиз представляет собой прочтение классической драмы на современный лад. Действие идёт прямо по пушкинскому тексту, но только в наше время. Годунов и бояре одеты в классические современные костюмы, Пимен сидит за ноутбуком, а люди из народа превращены в журналистов с камерами и телефонами. Но современность постоянно путается с прошлым – время в постановке будто разрывается. Его куски неожиданно сталкиваются друг с другом в нескольких сценах, где персонажи то снимают, то одевают старые костюмы.

В постановку вкрапливается ещё одно время. На стену за сценой проецируются отрывки из одноимённого мюзикла середины прошлого века. Видимо, этот приём является остроумной аллюзией на прозаические моменты в самой «Комедии о настоящей беде Московскому государству».

Благодаря такому смешению времён зрителю запросто может показаться, что, в принципе, нет особой разницы, в какое время происходит действие. Даже если бы Гришка Отрепьев был одет в экзоскелет, а на поясе Басманова болтался бластер, это совершенно не изменило суть пушкинского текста.

Михаил Бычков к той самой сути прибавил мысль о том, что забываться в определённом времени опасно. История ведь повторяется: народы свергают своих королей, ставят на их место новых и заново терпят все невзгоды. И всё снова, снова и снова. Память о повторяемости всего, возможно, не даст воспроизвести ошибки прошлого. Забывчивость же точно погубит.  

«Годунов» в новом Камерном передал важную черту произведения Пушкина – недосказанность. Действие заканчивается серединой Смутного времени. У народа ещё так много всего впереди: в особенности – горя. Но автор останавливает свой рассказ, потому что знает – читатель понимает, кто остался в дураках. Также и в спектакле. Видя «современных» Годунова, Шуйского, Басманова хочется представить себе иной финал с совершенно иным пониманием судьбы народа. Но ведь история всё равно вернётся на круги своя. 

Смотрите также: