aif.ru counter
149

Сергей Толмачёв: «Зритель обязан понимать, что его ждёт в театре»

Зрители начали уходить с середины спектакля «В ожидании Годо», поставленной на сцене воронежского ТЮЗа

Спектакль «В ожидании Годо» прошел в воронежском ТЮЗе в рамках арт-проекта «Molodost’»  17 октября.

Ожидание Годо

Пьеса представляет собой историю двух людей Владимира (Диди) и Эстрагона (Гого), ждущих Годо. Они не могут покинуть место, в котором находятся, потому что боятся, что пропустят пришествие таинственного человека. По их мнению, он даст ответы на все вопросы. В тексте пьесы появляются ещё два персонажа – Поццо и Лакки. Их отношения между собой определить также трудно, как и отношения Владимира и Эстрагона. Одновременно Лакки является безвольным рабом и наставником Поццо.

Действия в произведении нет. Персонажи всю дорогу разговаривают между собой, порой совершенно не понимая друг друга. Ситуация ухудшается тем, что они не только не понимают отдельные реплики, но и в целом далеки от сути собственных разговоров. Почти в самом конце выясняется, что они ждут Годо уже долго – их дни проходят одинаково.

Дать однозначный ответ, кто такой Годо – невозможно. Он может олицетворять собой бога, дьявола, смерть, учителя, объясняющего смысл жизни. Зрителю и читателю известно о нем только то, что он бьет брата пастуха, который приносит послания Владимиру и Эстрагону.

Фото: Арт-проект «Molodost’»

Трактовки пьесы могут быть самые разнообразные. На встрече со зрителями перед спектаклем создатели нового варианта рассказали, что их произведение, рассказывает о том, как несколько молодых людей бессмысленно проводят время в ожидании чего-то абстрактного, что принесет смысл в их бессмысленное существование.

Ожидание зрителя

Воронежским зрителям спектакль, мягко говоря, не понравился. Люди начали уходить из зала где-то с середины. Многие уходили даже с последних минут постановки.

К примеру, две зрительницы с верхних рядов, очень разочаровавшиеся произведением, желали увидеть на сцене воронежского ТЮЗа автора пьесы. Их сосед чуть раньше отмахнулся от повествования, вздохнув с досадой – «Современное искусство!». Конечно же, пьеса, написанная Сэмюэлем Беккетом (1906-1989) в конце 40-ых прошлого века, относится к современному искусству. Но не понравилась она зрителям не поэтому.

Все дело в ожиданиях. Современный театр (театр абсурда – не исключение) ждет подготовленного зрителя. Естественно, что дело тут не в определенном багаже знаний по теории и истории искусства. Просто зритель обязан понимать, куда он идет.

В то время как воронежцы уходили со спектакля гостей клуба-театра «Мастерская», наверное, у многих возникала одна простая мысль. Если бы зрители знали заранее, что их ждет, они бы не пришли. Разочарование можно было избежать, ознакомившись с коротенькой пьесой ирландского писателя до покупки билета. Тем  более – создатели постановки достаточно близко воспроизвели текст оригинального произведения.

Неблагополучный прогноз

Спектакль Кирилла Вытоптова обозначен в жанре театра абсурда «по-хипстерски». Автор тезиса, молодой критик, таким образом постарался определить стремление авторов показать классический театр абсурда на доступном современной молодежи языке.

Это стремление выразилось через актуализацию действия. Герои спектакля находятся не на пустынной дороге, а в обычной современной квартире. На них обычная одежда, они используют близкие современному зрителю слова.

Отличие от оригинала заключается в том, что Вытоптов намеренно облегчил действие. Он ввел сюда множество юмористических миниатюр. Даже сцена попытки самоубийства Диди выглядит чрезвычайно смешно. Мол, не хочешь барахтаться в море смыслов происходящего – посмейся. Благо, актёры Олег Ребров (Поццо), Александр Паль (Владимир), Евгений Матвеев (Эстрагон) и Григорий Калинин (Лакки) добротно отыгрывают свои бесконечные китчи.

Фото: Арт-проект «Molodost’»

Докучная сказка про попа с собакой (в русском переводе) нашла место в спектакле в виде бесконечных криков «Успокойся!» главных героев друг на друга. В некотором смысле – эмоциональное и интеллектуальное непонимание Диди и Гого может читаться как неблагополучный прогноз современному поколению. Оно обречено на бессмысленное топтание на месте с воплями и руганью.

Впрочем, финал спектакля наводит на иные мысли. Так же как и в пьесе, персонажи понимают, что их дни похожи друг на друга, а ожидание длится уже долго. Только у Беккета герои остаются недвижимыми в финале прямо перед зрителями. Вытоптов же прячет своих ребят за диван и кухонную тумбу, продолжая разыгрывать между ними диалог. Они, кажется, попадают в лес, где им слышится пришествие каких-то людей (или существ).

Хорошо расслышать финал спектакля не удалось из-за того, что зрители под конец активно покидали зал. Можно предположить, что концовка все же намекает, что у наших современников есть шанс дождаться Годо.

По крайне мере, в это хочется вверить. 

Мнение автора может не                                                                                                         совпадать с позицией                                                                                                                     редакции. 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество