Закрыли по-тихому. Как ликвидировали сельскую школу в Воронежской области?

   
   

в тему
В США, оказывается, тоже есть свои муниципальные малокомплектные сельские школы. Но, на удивление, их там не закрывают, а наоборот, открывают. В переводе на русский они называются «однокомнатные». По данным американских исследователей, такая однокомнатная школа даёт особое качество образования. Вот и статистика доказывает: среднее качество обучения в такой школе выше, чем в обычной большой школе. По мнению специалистов, в малокомплектных школах очень ценна и ничем не заменима атмосфера и отношения семейного типа.
Слухи о закрытии учебного заведения витали в воздухе давно. Летом 2012 года Юрий Бирюков, тогда руководитель отдела образования Семилукской райадминистрации, объявил педсоставу о закрытии школы на полтора года, якобы для реорганизации. Перед самым началом учебного года из здания вывезли мебель, оргтехнику и даже старые швабры и веники. Но когда местные жители и депутаты райсовета пригрозили 1 сентября пригласить в школу центральное телевидение, то через день на место вернули всё, что в спешке вывезли накануне.

Возможно, и логично было закрыть обветшалую сельскую школу, которая много лет ютилась в старой барской усадьбе, если бы ученикам предложили другое, более достойное учебное заведение. Однако на тот момент современный комплекс «школа-детский сад» в селе Губарево, что расположено в 5 км от Тернового, был в состоянии котлована. А губаревская школа, куда намеревались перевести учеников из Тернового, так же располагалась в старинном барском доме, где не было ни спортзала, ни тёплых туалетов.

Два года педагоги и родители отстаивали своё учебное заведение - писали письма с просьбами и жалобами во все инстанции. «Реорганизация» тогда завершилась тем, что по документам терновская школа стала филиалом губаревской.

В феврале 2014 года на собрании в «филиале» Бирюков заявил, что заведение необходимо закрыть немедленно. С ним не согласилась Ольга Алёхина, заведующая филиалом, указав на то, что нельзя закрывать школу в самый разгар учебного года. Все проголосовали против. И, казалось бы, вопрос на этом должен быть исчерпан, ан нет - не в этом случае и не такими методами.

На работу через суд

Гром среди ясного неба грянул уже в 2014 году, когда в апреле Юрия Бирюкова сняли с занимаемого поста и назначили на должность директора губаревской школы. Новый директор не на шутку взялся за терновской филиал: сократил часы учителям, а троих - самых активных борцов за школу - просто уволил, заявив им, что завтра они могут не выходить на работу. Кто-то после беседы с руководителем уволился по собственному желанию.

   
   

Те же педагоги, кому указали на дверь, подали иски в суд. Вот тут и выяснилось, что филиал был закрыт ещё в феврале 2014 года (!). Однако сделали это весьма сомнительным способом - на общем собрании губаревских учителей, где не было ни одного преподавателя из Тернового, в устав школы были внесены поправки. Исключили пункт о существовании терновского филиала, и тот как будто перестал существовать вообще. Но по закону «Об образовании», для процедуры закрытия сельской школы необходимо организовать специальную комиссию, которая должна проанализировать все последствия закрытия и принять соответствующее решение с учётом мнения жителей сельского поселения.

В случае со школой в Терновом комиссию создать «забыли» и жителей ни о чём не спрашивали. Исходя из этого, Семилукский районный суд признал, что филиал закрыли незаконно, и постановил восстановить уволенных учителей в должностях на прежних рабочих местах в терновском филиале.

Тогда директор губаревской школы издал приказ, что место работы терновских учителей - в селе Губарево. Педагоги не выдержали и стали увольняться по собственному желанию.

- Работать с таким работодателем мы не просто не хотели, а уже не могли, - объясняют они. -

Нельзя же бесконечно судиться!

Мало того, по словам уволившихся сотрудников, руководство школы и представители райадминистрации пригрозили опальным учителям проблемами с трудо- устройством. И, между прочим, кое-кому из бывшего коллектива терновской школы уже пришлось переехать в другой район.

Веское основание

Проблема закрытия малокомплектных сельских школ не нова. Наверное, 13 учеников и 6 учителей - веское основание для чиновников не содержать филиал.

- Но мы могли набрать на этот учебный год человек 40 - из соседних сёл, если бы родители детей были уверены, что школа будет работать, - утверждает бывшая заведующая филиалом.

А ещё, если бы тот же Бирюков собрал педагогов и родителей учеников, поговорил со всеми по душам, объяснил все плюсы перевода на новое место работы и учёбы, то, может, и закон бы нарушать не пришлось?..

Кстати, 1 сентября в Губарево наконец-то открылся прекрасный комплекс «школа -

детский сад» - с бассейном, новейшим оборудованием и современными интерактивными «наворотами» (см. «АиФ-Черноземье» № 38 от 17.09.14). Такое учреждение - мечта даже для городских учеников. И, наверное, здорово, что школы подобного уровня появляются в глубинке - ведь это одна из гарантий того, что село не умрёт. Возможно, теперь выживет и Губарево. А вот что будет с Терновым?..

«Кто, зачем и с какой целью придумал во время всеобщего демографического спада и всеобщего экономического кризиса ввести подушевое финансирование даже в сельских школах! - возмущается на одном из сайтов учитель-ветеран. -

Зачем вместо 17 сельсоветов в нашем районе сделали 5 административных поселений, если чиновников не уменьшилось, а местная власть стала такой же далёкой, как и районная. Ведь в сельских советах действительно советовались с местным населением. А теперь? Приедут, объявят - и всё! Как на оккупированной территории. Колхозы и совхозы изведены. На свалках горят огромные костры из списанных по чьему-то велению книг, этих безмолвных свидетелей наших «великих» свершений»…

Такие разные подходы

Тамара Бирюкова, председатель Воронежского областного комитета профсоюза работников образования и науки:

– Есть родители, которые стараются, чтобы их дети попали в новые, современные школы. Например, в Бутурлиновке открыли замечательную школу, и все родители сами туда побежали. Она рассчитана на 600 с небольшим мест, а туда уже набрали более 900 учеников! А есть, мамы и папы, которые не соглашаются ни на какие перемены. Одна мама так и заявила: «Мои родители учились в этой школе, я училась, и мои дети будут там учиться! Пусть стоит, как стояла!».

Опять же, нужно понимать, что школа школе рознь. Есть районы, где до учебного заведения трудно добраться – или с горы не съедешь, или мост затопит, и люди держатся за старую школу, у них выхода нет. Да и у местных властей подходы к закрытию школ разные. Например, что делали местные власти Новохопёрского района? Сначала ремонтировали сельские школы, а потом везли детей с родителями в только что построенную. Водили всех по кабинетам и этажам – там ребята поют, здесь спортом занимаются, тут за компьютером работают. Потом в столовую заглянут: борщом накормят, котлету с картошкой дадут. И родители сами стали соглашаться, чтобы закрывали старые школы. Сейчас дети ездят на учёбу на автобусе и очень довольны. У нас из этого района ни одной жалобы не было.

А вот из Семилукского района жалобы постоянно поступают – там просто используются не те подходы, которые нужно. Такие же безобразия есть по школам в Калачеевском районе – лишь бы закрыть, а толком ничего не сделано, не подготовлено для того, чтобы детей куда–то перевести в лучшие условия.

И дело не в рентабельности школы, а в удобствах для людей. Каждый случай нужно рассматривать отдельно и анализировать со всех сторон, для этого и есть в законе «Об образовании» раздел о том, что именно комиссия должна подвести черту, послушав педколлектив и узнав мнение родителей.

Смотрите также: