Воронежцы отмечают День работника сельского хозяйства

   
   

Во второе воскресенье октября вся страна традиционно отметит День работников сельского хозяйства, отрасли – наиважнейшей, а для Воронежской области и вовсе – регионообразующей.

О путях развития нашего села и о том, как живётся людям, от зари до зари работающим на земле, мы расспросили Николая Паринова, заслуженного работника сельского хозяйства.

Нужна система

– Николай Васильевич, как вы считаете, изменилось ли что–то в сельском хозяйстве Воронежской области за последнее время?

досье
Николай Паринов родился 11 мая 1947 г. в Таловском районе Воронежской области, окончил Воронежский сельскохозяйственный институт, с 1993 по 1995 - Депутат Государственной Думы РФ первого созыва.
– Надо сказать, что на селе, пусть и немного, но наметилась какая–то стабильность. Аграриям сейчас никто, по счастью, не мешает работать. Но плохо, что по–прежнему не востребована качественная продукция. Понемногу её, правда, стала брать Москва, но большинство всё равно идёт за рубеж. Делается большой упор на строительство крупных комплексов, что, с одной стороны, и не плохо, потому как именно они смогут обеспечить продовольственную безопасность и сгладить риски, но самому селу от этого не легче. А будущее всей страны именно за деревней и её жителями. Взгляните на тот же Воронеж – он до отказа забит людьми, которые совершенно не приспособлены к городской жизни. А вот в сельском хозяйстве большинство из них смогло бы успешно работать. Но не хотят! Мало на селе инфраструктуры, разных культурно–бытовых благ. Сейчас вроде бы занялись обустройством деревни, но для того, чтобы всё наладить, должно пройти немало времени. К тому же, я уверен, что большие предприятия не сравнятся с маленькими фермами, где продукция всегда будет качественнее. Ведь когда корова ходит по травке, то и молоко совсем другое даёт.

– Повсюду только и разговоров, что об ответе России на санкции Запада. Ощутили ли воронежские производители последствия того, что импорт продовольствия наконец ограничили?

   
   

– Да ничего пока не ощутили! Те же яблоки, о которых было столько разговоров, как были не востребованы, так и остались. Если раньше в магазины их везли из Польши, то теперь – из Бразилии. Так они и на вид отвратительны, и на вкус. А наша продукция по–прежнему не нужна. Зато цены на средства защиты растений, электроэнергию и горючее сразу поднялись. А дело в том, что руководители всех этих торговых систем хорошо, если в Москве сидят. В основном же все они за границей, и им наплевать на какую–то российскую продукцию. К тому же наша продукция им не выгодна – портится быстро. И правильно: если яблоко чистое и здоровое, оно быстрей сгниёт, а когда напичкано чем попало, то сколько хочешь пролежит. Что мёртвому сделается?

Нужен порядок, который действовал при Советском Союзе, когда сельхозпроизводители поставляли урожай на воронежские базы, там он хранился и затем порциями отправлялся в магазины. Это была совершенная система. Поэтому без вмешательства властей – никуда. К тому же должно быть так, чтобы налог на поставку импортной продукции был в два раза выше, чем на поставку отечественной, тогда бы ситуация исправилась.

Полюбите землю!

– Чума свиней оставила крайне болезненный отпечаток на свиноводстве региона. Кто в данном случае пострадал больше всего, и как скоро мы сможем восстановить поголовье?

– Поголовье, думаю, восстановится достаточно быстро, потому что строятся большие мясные комплексы. Правда, качественной продукции от них не дождёшься, зато там мощные барьеры от болезней. Горожане особо ничего не заметили: в магазинах свинина всё так же продаётся. А вот селян–частников, которые лишились своих хрюшек, жалко. Ведь они каждого поросёнка холили и лелеяли не один месяц. Сама же чума, должно быть, очередной «подарок» Запада. Ведь возник же у нас птичий грипп, когда нужно было «ножки Буша» сюда везти.

– В регион активно привлекаются инвесторы. С одной стороны – это хорошо. А с другой – многие чувствуют себя временщиками, истощают землю и не всегда спешат загрузить работой местное население. Насколько остра эта проблема?

– Это в последние годы сельское хозяйство региона развивается более–менее сносно, без страшных засух, которые бывали раньше. А эти самые инвесторы при любой неприятности бегут как крысы с корабля. Был и у нас тут такой – белгородский: скупил сначала всю землю, а потом сбежал. Собственно, когда большое количество земли сосредотачивается в одних руках, от этого толку мало. Страдают и люди, и земля. Да и как может человек, сидя в Москве, а то и за границей, толком понимать, что происходит на его предприятии? У нас сейчас по этим причинам севооборот не соблюдается, поля пичкаются только удобрениями. Правильно, где ж на такие площади взять навоза?! Вот и сужается севооборот до двух–трёх культур, а некоторые предприятия и вовсе по нескольку лет сеют одно и то же. А ведь землю нужно любить, относиться к ней по–человечески, а не выжимать из нее всё, что можно. Тогда она и отплатит достойно.

Теряем духовность

– Можете описать, как, по–вашему, будет выглядеть сельское хозяйство Воронежской области лет через 10–15?

– Я надеюсь, что губернатор продолжит политику по улучшению положения дел на селе, потому как именно от людей и зависит благополучие сельского хозяйства. Раньше, например, действовала практика, когда люди продавали свою продукцию на комбинаты и получали за это деньги. В итоге и селяне в доходе, и город в прибыли – имеет высококачественные продукты. Сейчас такой практики уже нет, что печально. Но в любом случае, если на селе навести порядок, мы сможем обогнать таких лидеров, как Краснодарский край и Белгородская область. Мы и так им уже на пятки наступаем.

А ещё я считаю, все гос­программы должны быть в первую очередь направлены не на здравоохранение или образование, а на нравственное воспитание. Ведь деньги стали для народа едва не богом. Мы начали терять духовность, которая вообще свойственна русским людям. Всё и вся поглощает бюрократия и коррупция. Хотя рецепт от этого есть – надо сократить большую часть чиновников, снять с депутатов их неприкосновенность, они тогда сами от портфелей побегут. И никакой катастрофы не случится. Сами посудите, хоть кто–нибудь хватился сокращённого ныне министерства регионального развития? Никому оно не нужно!

Смотрите также: