Вячеслав Устиненко: «Дзюдо может стать опорным спортом Воронежской области»

28 октября принято считать Днём дзюдо. В этот день в 1860 году родился основать этой борьбы, японский мастер боевых искусств, Дзигоро Кано. В связи с очередным Днём дзюдо «АиФ-Черноземье» расскажет о том, чем живёт и как развивается олимпийский спорт в Воронежской области.

   
   

Школа дзюдо

Сейчас в Воронежской области работает 21 секция дзюдо. 9 из них расположены в Воронеже. По официальным данным, в них занимаются 1350 человек. Однако, как рассказал исполнительный директор Федерации дзюдо Воронежской области Вячеслав Устиненко, в школах Черноземья тренеруется куда больше воспитанников. Дело в том, что в группы не набирают детей старше 12 лет. Некоторые тренеры, правда, прибавляют к своим составам новых воспитанников несмотря на отсутствие какой-либо выгоды (занятия дзюдо в СДЮШОР и ДЮСШ бесплатные).  

Федерация объединяет всех специалистов дзюдо. У неё есть договор с управлением физической культуры с порта о совместной деятельности. Федерация проводит соревнования, а государство выделяет на это деньги.

– Этих денег хватает на проведение городских и областных соревнований. Но их не хватает на то, чтобы дети «набарывали» опыт, – объясняет Вячеслав Устиненко. – Юным спортсменам необходимо выезжать на разные турниры. Средства на это идут из кармана родителей.

Впрочем, больших проблем с оборудованием в секциях нет. Испорченное татами достаточно оперативно заменяют, в школах появляются новые спортивные станки. Так, например, в подвале СДЮШОР №33 недавно сделали тренажёрный зал. Как рассказал Вячеслав Устиненко, деньги на него были взяты из гранта, полученного за заслуги воронежского спортсмена Ивана Любасова. Этот борец не раз выигрывал соревнования высокого уровня, в том числе и Кубок России в 2011 году.

Фото: АиФ

Надежда на увеличение финансирования в будущем есть. Дзюдо в Воронежской области, может быть, удастся сделать опорным видом спорта. Это привлечёт дополнительные средства. А там возможно и появление новых залов, в которых Федерация сможет проводить престижные соревнования.

Спортивное мастерство

Дзигоро Кано ещё в конце XIX века определил главный принцип этой борьбы. Он заключается в том, что борец во время схватки должен оптимально сосредотачивать свою духовную и физическую энергию для победы над противником. Вся суть – в единстве ума, чувства и силы.

   
   

Собственно, одного таланта или одного трудолюбия не хватит, чтобы вырастить в себе чемпиона. Для этого нужен творческий союз наставника и ученика. Видимо, именно такой творческий союз обеспечил победы многим борцам воронежской школы дзюдо. Вячеслав Устиненко особенно отметил Яна Чурикова, мастера спорта по дзюдо, ежегодного призёра турниров ЦФО, Павла Садкового, кандидата в мастера спорта, каждый год попадающего в тройку лучших борцов ЦФО, Лаша Ломидзе, выполнившего мастера спорта, но не получившего звание из-за проблем с паспортом.

Центр спортивной подготовки сборных команд Воронежской области рассчитал определённые критерии, по которым происходит отбор в сборную. В неё попадают по результатам выступлений по 4 человека в каждой весовой категории по 6 возрастам. И только первые получают средства на выступления на соревнования уровня ЦФО и выше.

Фото: АиФ / Кирилл Шипицин

Однако тех, кто находится «на вершине» спорта, не так уж и много. Несмотря на большое количество борцов в секциях, ребят дошедших до уровня спортивного мастерства мало. По словам исполнительного директора Федерации, до этой степени дошли примерно пять человек из 600 занимающихся в СДЮШОР №33. Но такое положение характерно для спорта в целом.

Борец-разведчик

Дзигоро Кано говорил, что схватка дзюдоистов должна доставлять удовольствие не только победителю и зрителям, но и проигравшему. Хорошие борцы в поединках учатся на собственных ошибках и не в коем случае не замыкаются на поражениях.

–Каждыйборец должен быть разведчиком. Нужно уметь искать и фиксировать информацию. Например, приехал на соревнования – следишь за схватками и запоминаешь, кто что делает. Лучше даже записывать, а впоследствии систематизировать в дневник. На следующих этапах достаточно будет лишь поднять записи о своих будущих противниках, чтобы сформировать тактику, – делится советом Вячеслав Устиненко.

Действительно, тактика в дзюдо значит очень многое. В этой борьбе на первом месте стоит мышление, одной силы здесь недостаточно. Этим, наверное, и определяется популярность дзюдо. Если у человека нет сверхспособностей и неимоверной силы, он всё равно сможет найти себя на татами.

В идеале – дзюдо это даже не вид спорта, а искусство. Оно учит падать и вставать и прививает некоторую философию. Отличной метафорой схватки дзюдо является образ ветки дерева, на которой лежит снег. Ей приходится выгнуться таким образом, чтобы вес упал с неё сам. Здесь важно рассчитать свои силы и силы, давящего снега. Слишком глубокий прогиб может привести к перелому, а слабый – к проигрышу.

По идее, прививание такого образа мышления и общее воспитание становятся долгом тренера перед воспитанником.

Тренер-наставник

Как и в любом виде спорта, в дзюдо есть проблема соотношения общего и индивидуального. Все люди разные, и в обучении спортсмена желательно отталкиваться от индивидуальных характеристик. Это не значит, что над борцом нужно стоять во время выполнения каждого элемента. Достаточно выстраивать тренировочный процесс, исходя из природы спортсменов.

–Современные стандарты учитывают и то, как нужно тренироваться, и то, какие медицинские (психологические и физические) показатели должны быть у спортсменов. То есть они стараются охватить сразу все компоненты, – рассказывает спортивный психолог Ярославна Дёгтева. – Правда, в этом есть недостаток. Получается, что любой тренер должен работать по этому стандарту, не зависимо от конкретных показателей конкретных воспитанников.

Фото: АиФ / Кирилл Шипицин

Конечно, рецепта по решению этой проблемы нет. Один знаменитый тренер как-то сказал, что, когда вся группа отрабатывает подножку, правильно делать её научатся только несколько человек. Хорошему наставнику приходится находить тех «нескольких» и делать из них чемпионов.

–У каждого тренера свой подход. Беда в том, что многие не хотят им делиться. Вот вроде говорят, мол, давайте объединяться и делиться знаниями, а никто из тренеров всё равно ни за что не выдаст свои «изюминки». Такая амбициозность только мешает спорту, – добавил в заключении Вячеслав Устиненко.

Смотрите также: