«Колесо36»: ювелиры автодела

Ольга Мирошникова / АиФ

   
   

Небольшое помещение в доме культуры «Шинник» напоминает мини–завод – на столах банки с красками, микродрели, паяльники, лампы, токарные инструменты... Стены завешены чертежами, плакатами, старыми автомобильными номерами, грамотами и фотографиями.

Здесь трудятся современные Левши, только их творения – не подковы для блох, а настоящие автомобили – правда, маленькие.

Шедевр, а не техника

Городской клуб стендового автомобильного моделизма «Колесо36» объединяет всех тех, кто неровно дышит к этому виду творчества. Здесь читают книги и смотрят фильмы об истории авто, разбираются в инженерных чертежах и схемах и, конечно же, создают модели старинных и современных машин.

– Народ тут, от мальчишек до взрослых мужчин, полностью поглощён автомобильной темой, – говорит Геннадий Андреев, председатель клуба «Колесо36». –

И для каждого есть занятие по душе. Кто–то собирает исторические сведения, кто–то коллекционирует модели, а кто–то их создаёт. В общем, все включены в творчество, и у всех своё место.

   
   

За несколько лет работы клуба здесь было создано свыше 10 тыс. моделей автомобилей. Каждая – уникальна. На полках мастерской хранятся коробки, в которые бережно упакованы произведения автомодельного искусства.

– Это одна из самых сложных моделей – АЦ 5,0 40 11 ВР на базе УРАЛ 5577, – без малейшей запинки говорит Геннадий Климентьевич, осторожно извлекая из упаковки красную пожарную машину. – В ней 394 детали – настоящий шедевр. Несколько таких экземпляров нас попросил сделать завод под Курганом, который занимается выпуском подобной техники. Поверьте, это настоящая редкость.

В маленьком пожарном автомобиле всё в точности как в настоящем – лестница, зеркала, ручки на дверях, дворники на лобовом стекле, а под увеличительным стеклом можно даже прочесть марку и номера на колёсах. Только весит машинка не более 200 граммов, в том время как в настоящей «пожарке» – более 15 тонн.

И быль, и сказка

Основная задача мастеров стендового автомоделизма в том, чтобы уменьшенная копия в точности повторяла оригинал. Например, модель УРАЛ–375К, которую недавно сделали мальчишки, выкрашена в ярко–оранжевый цвет, что не случайно. Мощные подлинники этой модели, которые уже не выпускают в стране, создавались для работы в условиях Крайнего Севера, и в оранжевый цвет они красились для того, чтобы их было проще отыскать в снегах.

Заготовка деталей идёт по схемам и чертежам от настоящих автомобилей, вот только размеры их в сотни раз меньше. Поэтому ребята выполняют поистине ювелирную работу, соблюдая пропорции каждого болта и гайки. Кстати, только подсчитывать детали в модели можно дня три–четыре, а сам процесс создания маленького шедевра иногда длится до полугода.

За создание собственно моделей берутся, как правило, старшие члены клуба. Те же ребята, которые пока не знакомы с геометрией, черчением или физикой, овладевают азами моделирования и занимаются литейным делом. Детвора в основном работает с простыми нетоксичными материалами, такими как гипс, делая из него фигурки по формам. А ещё младшие школьники сочиняют про машины сказки и даже снимают мультфильмы. К примеру, один из них скоро будет участвовать в областном детском фестивале «Старая–старая сказка».

Многие из мальчишек, увлечённых стендовым моделированием, так и связывают свою жизнь с автомобилями – поступают на автофакультеты вузов, становятся инженерами–конструкторами.

– Важно даже не то, чтобы дети шли в инженеры или механики, – считает Геннадий Андреев. –

Важно заставить их думать и работать над собой. Многие из ребят мечтают сделать настоящее авто своими руками. И для них это не обломовские мечты, а вполне осуществимые идеи.

Смотрите также: