Разговоры о необходимости развивать внутренний туризм и, наконец, повернуться лицом к своим собственным корням давно стали «притчей во языцех». Часто слышны заявления: мол, уникальных мест у нас видимо–невидимо, вот только ехать и смотреть на них никто не хочет.
Ничего не знаем
– Михаил, как, по–вашему, с чего вообще следует развивать туристическую отрасль?
– В первую очередь, нужно сделать так, чтобы жителям стали интересны достопримечательности своей области. Здесь хороший помощник – средства массовой информации. Было бы здорово, если бы люди могли смотреть телепередачи и читать в газетах о том культурном наследии, которое мы имеем. Должны работать группы в социальных сетях, писаться блоги. У людей надо побудить интерес узнать, чего они ещё не видели в своём собственном крае. Ещё одно направление – проведение фестивалей.
Простой пример: в Ярославской области чуть не каждый день организуются фестивали в разных населённых пунктах. У нас подобное происходит не чаще 15 раз в год. Да и об этих 15–ти большая часть жителей области практически ничего не знает. Максимум, что могут назвать воронежцы – это Платоновский фестиваль или Усадьба-Jazz. Между тем, в некоторых поселениях проходят маленькие по масштабу, но очень интересные события, о которых, к сожалению, никто ничего не рассказывает, и они остаются незамеченными. Так, в Панинском районе недавно состоялся фестиваль кваса, посвящённый особому, белому квасу, который, что удивительно, делают только в Черноземье. Разве это не могло бы вызвать интерес? Ну и, наконец, нужно, чтобы сами органы власти заинтересовались туризмом, чего сейчас, можно сказать, нет.
– Вместе с сообществом «Нескучный день» вы создали «Топ–100 достопримечательностей Воронежской области». По каким критериям шёл отбор?
– Главным было – насколько известно то или иное место, и насколько оно нравится воронежцам, которые колесят вместе с нами по области, а таких, заметьте – уже больше 7 тыс. человек. Собирались достопримечательности около пяти лет. Вообще, есть три критерия, которые могут сделать место популярным для туристов – красивая природа или архитектура, познавательная интересная история и возможности для досуга, то есть хорошо, если там можно походить, поплавать, побегать, полазить и т. д.
Зачем тратиться?
– Говорят, одна из главных наших бед – неразвитость туристической инфраструктуры. Что должна сделать область, чтобы эта инфраструктура стала достойной?
– Если честно, то в нашем регионе есть примерно 15 мест, в которые стоит вкладывать средства. В первую очередь, потому, что потом можно будет извлечь доход. При этом варианты работы разные – либо сам объект платит налоги и зарабатывает деньги, либо турфирма возит туда людей. И это вовсе не плохо, когда туристский объект находится не в государственных, а в частных руках. Правда, иной раз частники хотят получать доход, не занимаясь никаким развитием. Так, например, произошло с одной из усадеб в соседней Липецкой области. Но факт есть факт: говорить о развитии инфраструктуры нужно, когда есть ради чего это делать. Если место посещается людьми, рано или поздно кому–то придёт в голову мысль поставить там урны, построить кафе или сделать сувениры. Когда нет туристов, то какой смысл бизнесу вкладывать деньги в инфраструктуру? Поэтому нужно сделать так, чтобы люди заинтересовались нашим регионом.
Кстати, сейчас ситуация с внутренним туризмом хоть медленно, но выправляется. Возможно, это связано с тем, что мы стали меньше ездить за границу. Впрочем, в регионе есть такие места, как Костомарово или Дивногорье, где всегда было много паломников, и этот турпоток не иссякает. Хотя по любым направлениям его можно увеличить раз в пять. Ведь основной наш турист – это жители самой области и соседних регионов. Есть, конечно, и те, кто едет по трассе «Дон» и останавливается, чтобы что–то посмотреть. Здесь расположение нашего региона играет нам на руку. А вот случаи, когда кто–то едет к нам целенаправленно из других городов, можно назвать единичными. С этим и надо работать.
Своего – хоть отбавляй
– Какие достопримечательности нашей области можно назваться самыми «нераскрученными» и малоизвестными?
– Начнём с того, что у нас есть, так называемый «первый эшелон» достопримечательностей, про которые знают абсолютно все, а есть второй, малоизвестный. Но именно «первый эшелон» – это как раз то, что нужно развивать в первую очередь. Во–первых, это два заповедника, а значит – экотуризм. Во–вторых, это Дивногорье, Белогорье и Костомарово – уникальнейшие объекты, каких не сыщешь по всей стране, а может и во всём мире. В–третьих, прародина европейцев – Костёнки. Кроме того, я бы отнёс к этому перечню этнодеревни – в селе Ломы и в Эртиле. Ну и, конечно же, дворец Ольденбургских и усадьба Веневитинова.
«Второй эшелон» – это то, что тоже могло бы вызвать интерес туристов. Например, Белый Колодец – место близ Воронежа с удивительно красивой природой. Оно популярно у автогонщиков, волейболистов и организаторов различных мероприятий. На этом огромном пространстве без ущерба природе могут разместиться тысячи людей. К непопулярным можно отнести и исторические города Воронежской области, которые мало посещаемы, хотя заслуживают большего. В числе таких Бобров, Острогожск, Павловск с их музеями, старинными зданиями и улицами. А ещё в Воронеже есть редчайшая по своей сути цепь меловых пещер, которые не помешало бы привести в нормальное состояние, потому как их нещадно уничтожает время. Кроме того, у нас до сих пор стоят деревянные храмы в сёлах Тюковка, Горенские Выселки и т. д. Сохранились деревянные мельницы, один взгляд на которые заставляет замирать сердце. Так что достопримечательностей у нас хоть отбавляй, главное – чтобы воронежцы захотели их увидеть.
Смотрите также:
- Философ Константин Сусаков: «Свобода – это осознанная необходимость» →
- Молчание старины. Культура - это единая система ценностей →
- Быть или не быть... Ленину в Тамбове? →