Поэты и философы сегодня, наверное, самые невостребованные профессии. Но именно они способны тонко понимать, что сейчас происходит в обществе. Гость редакции «АиФ–Тамбов» – философ Константин Сусаков.
Осознанная необходимость
– Константин, что для тебя есть философия?
– Ещё древние говорили, что это любовь к мудрости. Но философия имеет разные уровни. Кто–то рассуждает о жизни на бытовом уровне, кто–то – на профессиональном. Так и в вопросах веры. Одному человеку хватает раз в год зайти в храм, другой – становится монахом. Но монашество – это, конечно, не профессия, а состояние духа. Точнее, страстное желание служить высокому.
– Но монах служит Богу. А чему посвящает свою жизнь философ?
– Предмет философии давно известен всем, даже на интуитивном уровне. Любой человек задумывается о смысле жизни, ищет ответ на вопрос: «Для чего человек живёт?» Это нас и отличает от животного, которое живёт на автомате. Их жизнь запрограммирована инстинктами. А у человека есть свобода выбора, воли, совести и так далее. Когда человек достигает определённого сознательного возраста, перед ним открывается чистый лист. Там не указано, как ему жить.
– А как же понятие судьбы?
– Философия этого не отрицает, но, тем не менее, человек не знает своего предопределения.
– Но тогда интересно узнать, что же такое свобода?
– Трактовок довольно много. Мне нравится выражение времён античности: свобода – это осознанная необходимость. Кстати, эта трактовка серьёзно перекликается с христианством.
– Получается, что и свободы, в смысле, вседозволенности – нет. Остаётся только действовать в рамках необходимости.
Воровать – это ниже достоинства
– Да, наверное, нелегко осознать, что воровать бюджетные деньги – это ниже человеческого достоинства. А может ли философия перевоспитать человека?
– Семена должны упасть в подготовленную почву. Когда общество, политика и экономика подчинены только одному – прибыль любой ценой, то читай – не читай Канта или Гегеля – толку не будет. Поэтому разного рода коррупционеры сегодня чувствуют себя вполне комфортно. Все воруют – и я ворую. Вот такой примитивный уровень философии. Кроме того, мы живём в обществе потребления, где в принципе не может быть высоких целей. Главное: дёшево произвёл – дорого продал. Это основной критерий успешности. Поэтому сегодня у нас царит психология торгашей. Направленность на вещизм, потребление – это уход от духовного переживания. «Шопоголия» – болезнь нашего века, некая попытка заполнить духовную пустоту вещами, комфортом и так далее. А современная культура и цивилизация стимулирует это. Даже экономика построена на потреблении. Эта тенденция хорошо отображается и на внешней среде. Посмотрите на Тамбов, сколько за последнее время здесь построено. Но преобладают различные безликие здания, магазины, похожие на склады. Все это немые свидетели эпохи временщиков. Людей не беспокоит, что о них скажут в будущем, они живут сегодняшним днём. Нынешние власти плохо понимают, зачем нужна красота. Это понятие изжило себя. Ведь задача не преобразовать мир к лучшему, а получить прибыль. Невозможно построить дёшево и при этом красиво. На красоте нельзя заработать. Это понимание приходит только тогда, когда общество ставит перед собой глобальные цели. Тогда возникает в культуре, в частности, в архитектуре, так называемый большой стиль. Не случайно в 50–е годы прошлого века появился сталинский ампир – как символ возрождающейся империи. Мы оставляем за рамками разговора политический подтекст. Но сегодня те же тамбовские «сталинки» – это не только свидетели непростой эпохи прошлого века, но и украшение города. Архитектура – мощный инструмент формирования человеческого сознания.
Власть худших
– А как изменить вектор развития всего общества? Может быть, виной всему чиновники?
– Не стоит все наши беды валить на чиновников и бюрократию. Чиновник не способен генерировать идеи – это лишь инструмент в руках государства, он должен быть хорошим исполнителем. Это некий, если хотите, бездушный винт в государственной машине. Только здоровое гражданское общество способно изменить мир к лучшему. Но гражданские институты у нас развиты довольно слабо. За примерами ходить далеко не нужно. Посмотрите, в каком сегодня состоянии памятники истории и культуры. Они продолжают медленно, но уверено разрушаться, некоторые бездумно сносятся. Полноценных парков и скверов почти не осталось в городе. Но почему–то молчат художники, писатели, актёры, архитекторы… Все они входят в творческие союзы, которые и должны быть костяком гражданского общества. Но они живут сами по себе, тамбовчане – сами по себе. Их интересы не пересекаются. Есть отдельные неравнодушные люди с гражданской позицией, но их никто не слышит. Зачастую их воспринимают, как «городских сумасшедших».
– У тебя довольно большой опыт работы с молодёжью. Их отношение к гражданскому обществу?
– Молодёжь, конечно, разная, но в основном – это уже новое поколение, воспитанное в обществе потребления. Они хотят красиво жить и ничего при этом не делать. Даже политика их интересует с точки зрения лишь карьерного роста – не более того.
– Всё так безнадёжно, или можно оживить активность простых горожан?
– Конечно, можно оздоровить гражданское общество. Было бы желание. Для этого есть довольного много способов, начиная от демократических выборов и повышения политической культуры. Но любая система должна работать так, чтобы наверх выходили лучшие в нравственном, интеллектуальном и культурном отношении люди. Мы сегодня не говорим об аристократии как о социальной прослойке. Это в прошлом. Аристократия – это власть лучших. Охлократия, напротив, власть худших. Нынешняя система, к сожалению, генерирует нередко приспособленцев и проходимцев.
Я не склонен принижать или возвеличивать СССР, но там была создана определённая система отбора и формирования элиты. Да, она была, может быть, несовершенной, но она была. Люди продвигались наверх, если они обладали определёнными способностями и человеческими качествами. Например, мастер того или иного производственного участка мог стать и министром. Сегодня этого нет. Кумовство и деньги – основной фактор карьерного роста. В 90–е годы произошла ещё одна малоприятная вещь. С развалом промышленности исчез тонкий интеллектуальный слой инженеров и технических работников. А это была, если хотите, передовая часть нашего общества. Сегодня мы пожинаем плоды той бездумной политики. Думаю, что с развитием высокотехнологических и инновационных производств у нас появится шанс вновь обрести интеллектуальную элиту, которая способна творчески мыслить. Но и без повышения общей политической культуры нам не обойтись. В противном случае, мы так и будем по уровню развития страной третьего мира.