Восстановить экобаланс в Воронежской области, как оказалось, далеко непростая задача. По данным общественников, проблема встала ребром ещё в 90-е. По сути, собственники на своей территории могут возвести что угодно – будь то сельскохозяйственная ферма с лесными угодьями или очередная высотка. Но на деле противостояния частников и общественности превращаются в бунт. Новостройки в Воронеже растут, как грибы, а зелёных уголков становится всё меньше.
Городские «лёгкие»
«Вырубки лесов ведут очень хитрым способом: рубят по ночам, выходным и интенсивно. Вчера было десять деревьев, а на утро осталось три. И сделают всё технично – присыплют, будто так и было. Так делают, потому что бояться какой-то активности со стороны общественности и власти», – объяснил Алексей Воронков, лидер общественного движения «Вантит».
Сегодня 30-40% насаждений находятся в красной зоне, т.е. город потерял их из-за масштабного строительства. Но активисты в состоянии просчитать, какое количество деревьев и кустарников необходимо многомиллионному городу. Лидер «Вантита» предложил ввести мораторий на вырубку зелени, а также создать специальную комиссию, которая определит, какие уголки ещё можно сохранить и по максимуму поможет остановить строительную вакханалию.
«Москва потеряла зелёные зоны. Но потом, когда нужно было найти их, нашли – в оврагах, закутках, что-то там возделывали, строили мосты. И, вроде бы, всё ничего. Но я считаю, что это последний шаг. Нужно не доводить до такого состояния, у нас и так зелёных уголков осталось немного. Строить и планировать город без нормального экологического совета, который будет на это влиять – безумное занятие», – заметил Воронков.
Теряем пашни
2 млн 700 тыс. га – столько сейчас Чернозёма в Воронежской области. Как рассказал Владимир Помазков, представляющий Воронежское Земство Среднедонья, в 95-м году на 1 га земли рекомендовали вносить 40 кг удобрения, в 2009 – уже 200 кг. Но есть хозяйства, которым и 500 кг мало. Область, согласно последней программе, только на минеральные удобрения выделила 1 млрд 900 млн руб., доложил Помазков. Гигантские средства тратятся на эти цели, но, убеждён эксперт, есть выход – зелёные насаждения. Впрочем, в самой региональной программе звучит та же мысль – создавая защитные лесные насаждения, город получит только плюсы.
«Они создают оптимальные условия для эффективного земледелия, улучшают микроклимат, защищает от эрозии и т.д.» – процитировал документ Помазков.
По статистике, ежегодно 14 га пашни в регионе превращается в овраги. Дело в том, что у нас сильная водная и ветровая эрозия. А в прошлом году обрушилась новая напасть – пыльные бури: 16 га было просто засыпано пылью. Владимир Помазков отметил, что цифры – несопоставимы: 1,9 млрд в этом году было выделено на удобрения и всего 22 млн на лесонасаждения. К чему приведёт такое отношение?
«Сто лет назад воронежский Чернозём был признан эталоном плодородия. Но с тех пор прошло много лет, ситуация изменилась: по данным учёных плодородный слой Чернозёма сократился с двух метров до 40 см (!) и через 20-50 лет при таком использовании на земле Чернозёма не останется» – объяснил Владимир Помазков.
На велосипеды!
Также на круглом столе выступили координатор проекта «ЭКОбомба» Светлана Рындина и активист-урбанист «ЭкоВоронежа» Денис Евграфов. Светлана Рындина рассказала, что проект «Городская ЭКОбомба» зародился в Петрозаводске и получил широкое распространение в 36 городах. В прошлом году волонтёры и неравнодушные к проблеме экологии высадили около 1,5 тыс. деревьев по всему городу. Причём саженцы лиственницы и можжевельника можно было приобрести у самих организаторов (они работают с питомником – прим.ред.) по цене 40-50 рублей. Рындина отметила, что это несколько дешевле, так как они приобретают деревья оптом.
«Ни для кого не секрет, что качество воздух в городе – плохое. Всех пересадить на велосипеды не получится. Поэтому нужно сажать деревья», – сказала Светлана Рындина.
По данным общественников, в 2014 году в Воронеже вырубили 13 тыс. деревьев, а посадили – всего 7 тысяч. С таким подходом добиться экологического равновесия не получится, потому что мы ровно в половину меньше для этого делаем. Экоактивисты уверены, что воронежцы готовы сажать деревья, но вопрос где – не везде можно посадить кустарник без опасений и последствий. Вспомним хотя бы «войны» жителей района Дубрава в мае 2014 года – одни сажали кустарники, другие их выкапывали, чтобы поставить машины.
Бессильны мы и перед природной стихией. Восстановить лес в Масловке, который серьёзно пострадал от пожаров в 2010 году, не выходит до сих пор, отметили активисты. Там высажено более тысячи саженцев, но так проблему не решить – нужно в разы больше. Дело в том, что по статистике лишь 50% саженцев приживаются.
Денис Евграфов заметил, что ещё одна проблема нашей экологии – неумение и нежелание вести экологичный образ жизни. Люди должны привыкнуть к раздельному сбору отходов. «ЭкоВоронеж» в этом помогает. Также, как рассказал Евграфов, нужно сделать экоафишу, чтобы горожане знали, куда сходить, где поволонтёрить.
«Экологичный образ жизни нужно формировать с малых лет. Сейчас мы начали сотрудничать со школами, помогаем им собирать вторсырьё», – сказал экоактивист.
Обратная сторона медали
Получается, идей много, а решения пока всё равно нет. Алексей Воронков заметил, что полное понимание у власти и активистов отсутствует.
Представителей власти на заседании не было, но за них заступилась Наталья Ветер, директор Воронежской региональной общественной организации «Центр экологической политики». Она отметила, что существуют публичные слушания, на которых ежегодно обсуждается бюджет города. Проблему с финансированием экологической отрасли решить, бросаясь словами, нельзя, а нужно придти на слушания и там отстаивать свою точку зрения.
К сожалению, сейчас проблема отсутствия зелёных насаждений на той стадии, когда нужно принимать меры. В городе рубят 30-40 летние деревья со скоростью урагана, а саженцы должны ещё приняться и вырасти. Экологи-волонтёры заявили о готовности помочь властям в восстановлении зелёных зон.
Смотрите также:
- Эколог Анна Воронина: «Воронеж страдает от бездействия и власти, и горожан» →
- Ходим по отходам? О раздельном сборе мусора и менталитете воронежцев →
- Проданный лес. Грозит ли Воронежу зелёная катастрофа? →