Ольга Мирошникова, АиФ-Черноземье:– Анна, каково состояние экологии в нашей области, и какие самые «неотложные» проблемы испытывает регион?
Анна Воронина: – В целом состояние окружающей среды Воронежа и области можно характеризовать как среднезагрязнённое. Но есть немало вопросов, которые из года в год никто не решает, и они, естественно, только накапливаются и обостряются. Традиционно остро стоят проблемы загрязнения воздуха и нехватки зелёных насаждений. И как бы мы ни развивали здравоохранение, сколько бы ни вкладывали средств в его модернизацию и проч., рост заболеваний и смертности населения неизбежен.
Главная проблема здесь – безответственность, как властей, так и просто жителей. В регионе, к примеру, очень хорошо развито волонтёрство, в том числе и в сфере экологии. Но сейчас и здесь кризис: на добровольцев взваливают всё больше, и они постепенно «выгорают». На мой взгляд, нужно организовывать большую просветительскую кампанию, чтобы хоть как–то начать выправлять ситуацию и формировать ответственность не только у общественников, но и у всего населения.
– Но достаточно ли будет одного просвещения? Ведь кто–то услышит и что–то исправит, а кто–то просто закроет уши…
– Разумеется, должны быть и меры «стимулирования» – те же штрафы, и они должны «работать». Ведь дело не только в законодательной базе. У нас есть масса очень хороших законов, но почти ни одного факта привлечения к реальной ответственности. А ведь нарушений – масса. Взять те же зёленые насаждения, которые по городу вырубают безнаказанно. Строителям выдают разрешение на вырубку 50 деревьев, а они уничтожают гораздо больше. Кстати, массовое уничтожение деревьев в Воронеже – это ведь колоссальная проблема! Экологи и общественники всеми силами пытаются остановить вырубку под застройки, но правоохранители как будто слепы. В их глазах мы выглядим едва не городскими сумасшедшими. А строители и вовсе утверждают, что экологи препятствуют современному развитию города. При этом нарушают природоохранное законодательство и способствуют ухудшению здоровья горожан они, а не мы.
Пустыня наступает
– Чем вообще может обернуться масштабная застройка, которая идёт сейчас в нашем городе?
– Проблем будет масса. Во–первых, пострадает атмосферный воздух – от обилия выхлопных газов от автомобилей, число которых будет увеличиваться. Нам ведь чужд опыт других стран, где, например, в определённые дни и часы езда в автомобиле без пассажиров может обернуться штрафом. У нас люди во всём считают себя свободными, хотя эта свобода частенько превращается в анархию.
Совершенно точно начнутся проблемы с водой. У нас ведь коммунальная структура совсем изношена и не рассчитана на такое количество зданий. А строительные организации предпочитают не создавать новые коммунальные сети, а присоединяться к старым, что в будущем неминуемо спровоцирует чрезвычайные ситуации.
Кроме того, из–за большого количества сточных вод в разы увеличится нагрузка на Воронежское водохранилище, которое и так не блещет «здоровьем». Очень сильно пострадают почвы. Ведь уже сейчас по международным меркам Воронежская область признаётся подверженной опустыниванию. Если не предпринимать никаких мер, то регион, в особенности его центр – город Воронеж, станет совершенно непригодным для жизни.
Лица города: советы воронежцев по улучшению экологии в городе | Фотогалерея
Отстали на полвека
– В мировой практике используется масса экологических инноваций – начиная от сортировки мусора до строительства экогородов. Почему ничего не применяется у нас, неужели общество не готово?
– Нет никаких непреодолимых препятствий для той же сортировки мусора в нашем городе, да и в стране в целом. Я вообще не воспринимаю всерьёз ссылки на менталитет, он у нас вполне европейский. Вспомните, в 90–е годы многие боялись строить супермаркеты, мол, люди начнут воровать с прилавков, но ведь этого не произошло. Так будет и с сортировкой мусора – население готово к этому, нужна лишь организация.
А вот, например, с переработкой мусора всё значительно сложнее – рынок отходов в нашем регионе чрезвычайно монополизирован, пробиться туда почти невозможно. Да и опять же – проблема в безответственности. Вспомните, несколько лет назад планировалось, что полигон «Каскад», который находится в Семилукском районе, запустит до 2012 года мусоросортировочный комплекс. Было даже заключено соглашение с региональной властью. Но ничего подобного не случилось. Там сейчас действует обычный полигон.
– Насколько, по–вашему, мы отстали от современных тенденций по охране окружающей среды?
– Отстали, как минимум, на 50 лет. Но плохо то, что мы и навёрстывать упущенное не хотим. Экология в целом мало кого сейчас интересует, особенно власти. Судите сами. Всемирная организация здравоохранения посчитала, что среди различных факторов, влияющих на продолжительность жизни человека, не меньше 25% занимает экология, и только 10–11% – здравоохранение. А теперь посмотрите на то, какое количество бюджетных денег уходит на эти сферы. И экология, разумеется, в меньшинстве.
Сейчас от населения утаивается информация о реальном состоянии окружающей среды. Некоторые «голые» цифры можно найти в Интернете, но они не доходят до населения. Многие предприятия занижают санитарные нормы на выбросы, что, например, в советское время было просто невозможно. Да и на инспекторов в сфере охраны окружающей среды приходится больше предприятий, зато полномочий у них всё меньше. Экология требует немедленного вмешательства, но, к сожалению, пока её состояние мало кого интересует. И чем больше мы будем закрывать на проблему глаза, тем глубже будем копать под самих себя.