Ещё дороже. Почему проезд на электричке становится роскошью

«Подарок» студентам

   
   

Владимир Якунин передал прощальный привет: 18 августа, когда стало известно, что он покидает пост главы РЖД, пригородная компания «Черноземье» сообщила об увеличении дополнительного сбора «за оказание услуги по оформлению проездных документов непосредственно в пригородном поезде». Нововведение вступает в силу с 1 сентября – видимо, как подарок монополистов учащейся молодёжи. Стоимость сбора достигнет 60 руб. Как оговариваются в ППК «Черноземье», сбор действует, если на станции, где садился пассажир, есть билетная касса.

Очевидно, что дело отнюдь не в услуге, – так компания–перевозчик рассчитывает разобраться с теми, кто, надеясь не попасться на глаза контролёру, старается сэкономить пенсию или стипендию. К тому же, если поднять цену билета без решения регионального управления тарифов нельзя, то увеличить сбор можно.

Всего за несколько лет электрички из народного транспорта превратились в роскошь. В эпоху министерства путей сообщения пригородные перевозки финансировались за счёт грузовых. Это и понятно: мобильность трудовых ресурсов – государственная задача. Но созданную в 2003 г. компанию «РЖД» такие мелочи уже не волновали: она поставила цель зарабатывать на всех видах перевозок. По расчётам монополистов, проезд в электричке должен стоить 41,93 руб.  за 10 км пути (!).

В конце 2014 г. билет и так подорожал сразу на 20% – с 15 до 18 руб. Оставшуюся сумму должен компенсировать региональный бюджет. Область, как и соседи, не готова платить несуразные компенсации. В итоге подписание договора каждый год сопровождается скандалом, жалобами в федеральное правительство и отменой электричек. Страдают жители области, теряющие возможность кормить семьи и учиться. 

В мутной воде

В начале 2015 г. пассажирская компания «Черноземье», дочка РЖД, утверждая, что регион ей задолжал 977 млн руб., отменила 31 электричку, а с 10 февраля планировала отправить в депо ещё 9 поездов.

   
   

В феврале Владимир Путин отчитал вице–премьера Аркадия Дворковича и потребовал вернуть всё на место. Поезда восстановили. Между тем, разговор на повышенных тонах не коснулся сути дела – огромной стоимости услуг РЖД, составляющей 80% расходов пригородных компаний, как правило, не имеющих ничего, кроме ручек и компьютеров. Почему электричка вдруг стала стоить как такси, непонятно: региональное руководство не раз жаловалось на совершенную непрозрачность расчётов. Так, за 99 поездов ППК «Черноземье» требует около 550 млн руб.

Правительство области оказалось готово выплатить перевозчикам только 116 млн руб. В июне был распечатан сформированный в конце прошлого года резерв: сумму компенсации увеличили до 230 млн руб. Но, видимо, и этого показалось мало. В самый разгар дачного сезона в Воронежской области перестали ходить 19 электричек.

Смотрите также: