115

Куда катимся? Электрички в Воронежской области стали дороже такси

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Аиф-Черноземье 13/01/2015
Дмитрий Шиманский / АиФ

Традиционный новогодний «подарок» приготовила воронежцам пассажирская компания «Черноземье» – дочка «РЖД»: в регионе снова отменяют электрички. Монополисты в который раз жалуются на убытки и требуют из областной казны непомерных компенсаций. Так, всего за четыре года их аппетиты возросли больше, чем в 60 раз!

Сам себе бухгалтер

С Нового года перестали ходить семь электричек. Всего же пассажирская компания грозится отменить от 16 до 75 поездов – перевозчики и Воронежская область до сих пор не подписали договор на 2015 год.

Как вышло, что электрички из народного транспорта превратились в роскошь? В эпоху министерства путей сообщения пригородные перевозки финансировались за счёт грузовых. Это и понятно: мобильность трудовых ресурсов – государственная задача. Но созданную в 2003 году компанию «РЖД» такие мелочи уже не волновали: она поставила цель зарабатывать на всех видах перевозок, и в 2010 году произвела на свет несколько «дочек» – пригородные пассажирские компании, которые не имеют ничего, кроме столов и компьютеров, но арендуют у «матери» электропоезда. Причём величина арендной платы такова, что, по расчётам монополистов, проезд должен стоить около 55 руб. за 10 км пути!

В Воронежской области стоимость проезда определяет региональное управление по тарифам. На днях цена и так поднялась на целых 20% – с 15 до 18 руб. за 10–километровый участок. Оставшуюся сумму должен компенсировать региональный бюджет. Но Воронежская область, как и её соседи, не готова выплачивать огромные, не понятно как рассчитанные компенсации. В итоге, подписание договора каждый раз сопровождается скандалом, жалобами в федеральное правительство и отменой электричек. Страдают жители пригородов, теряющие возможность кормить семьи и учиться. Так, в феврале 2014–го

на митинг выходили жители Шуберского: селяне боялись, что связующая нить с Воронежем просто перервётся.

Впрочем, всякий раз регионы и перевозчики всё же приходят к компромиссу, но вскоре монополисты вновь заявляют о долгах. Так, в ППК «Черноземье» утверждают, что бюджеты семи областей не доплатили ей 2,6 млрд руб. В августе компания направила в арбитражный суд несколько исков, чтобы взыскать с Воронежской области 207,5 млн руб. Разбирательство продолжается.

Что дальше?

– Если у субъекта достаточно денег, к примеру, на восемь пригородных поездов, то и курсировать будет восемь, а не девять, – предупреждает компания–перевозчик. – Компанией представлены в администрацию Воронежской области три варианта сокращения – до 99, 69 и 40 пригородных поездов вместо 115, курсирующих сейчас. Решения пока нет.

Между тем, регионы, устав от ежегодных поборов, всерьёз задумались над тем, чтобы вовсе отказаться от услуг таких перевозчиков.

– К сожалению, компания «РЖД» уходит от социальной ответственности, – отметил губернатор Алексей Гордеев. – Электрички уже раза в два дороже, чем такси. Позиция всех губернаторов Центрального федерального округа – объединить в одну компанию все пригородные железнодорожные перевозки.

Решение выглядит логичным, тем более что монополисты, похоже, рассматривают область только как дойную корову: недавно РЖД отказались строить вокзал «Воронеж–3». Мол, решается вопрос пуска скоростного поезда в южном направлении –  Москва–Сочи, который будет проходить как раз в районе предполагаемого «Воронежа–3». Вот только непонятно – с какого вокзала в него будут садиться пассажиры? Или поезд проследует мимо Воронежа без остановок?   

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах