9 апреля во дворе «Коммуны» участницы сообщества PROcontemporary представили танцевальный перформанс «Нить». Пятеро артистов исследовали пространство и время, обращаясь к личному опыту.
Импровизация как основа
PROcontemporary – сообщество людей, интересующихся современной хореографией. Под эгидой PROcontemporary неоднократно проходили различные события: фестивали, лекции, танцевальные лаборатории. Одной из ярких работ участниц сообщества PROcontemporary стал перформанс «Между зрителем и музеем», который был показан в музее имени Крамского в прошлом году. Кроме того, некоторые члены сообщества PROcontemporary также входят в арт-группу «Петино», на счету которой несколько перформансов в закрытых учреждениях.
Автором идеи и одной из участниц перформанса «Нить» является Ольга Белоглазова, неоднократно проводившая творческие лаборатории, находящиеся на стыке современного танца и психологии. В основу действа под названием «Нить» легли личные впечатления, опыт каждой участницы, отраженные в импровизации.
«В основе перформанса – импровизация, и готовились к перформансу мы также через опыт импровизации. На каждой встрече мы погружались в историю с нитью, через спонтанное движение проживая ее от начала и до конца, обсуждали те процессы, которые наблюдали в себе или вокруг, задавали все новые вопросы. В самом начале было важно четко сформулировать идею перформанса для самих себя, в какой-то момент соединить спонтанное движение и музыку, выйти за рамки зала и освоить живое городское пространство. Ключевым оказался вопрос о структуре нашего перформанса, для которой мы в итоге выбрали минимальное количество опорных точек, что позволило нам проживать моменты, а не воспроизводить их», – рассказала Ольга Белоглазова.
«Быть здесь и сейчас»
Приключение, мощное переживание, размышление о непредсказуемости, поиск правды – каждая артистка привносит свое «я», свой мир в танец. И все это сливается в некое единство, пространство, которое перформеры «прошивают» красной нитью.
«Наш перформанс был о времени, вернее о попытке сделать его видимым через наши движения, взаимодействия, звуки и изменчивый рисунок нити. Поэтому перед каждым участником была задача быть «здесь и сейчас», ощущать, переживать, видеть, наблюдать и выражать, звучать, молчать и двигаться или не двигаться. И, мне кажется, это получилось. Получилось из ощущений внутри себя, которые родились в пространстве перформанса – очень ярких и глубоких, настоящих, не выдуманных. Получилось с оглядкой на слова зрителей: «Непонятно, но круто», – отметила Ольга Белоглазова.
К визуальным впечатлениям было добавлено музыкальное сопровождение, которое также являет собой импровизацию. Виолончель и мелодика звучали во дворе «Коммуны» проникновенно и немного печально. Музыка смешивалась со звуками города, создавая среду, в которой разворачивалось танцевальное действо.
Танец и психология
Представленный зрителям «продукт» балансирует между перформансом и танцевальной терапией. Основными элементами перформанса являются пространство, время, тело художника и отношения между зрителем и художником. И, безусловно, перформанс подразумевает работу с сознанием. Однако с другой стороны, существует танцевальная терапия, которая направлена на то, чтобы помочь ее участникам заглянуть в себя, что-то понять или принять. В действе, представленном участницами сообщества PROcontemporary, как раз большую роль играл психологический аспект.
«Этот проект подарил нам встречу с прекрасными музыкантами, долгожданное соединение живой музыки и живого движения в едином пространстве. Перформанс по-новому открыл для меня роль зрителя как мощной энергии, участвующей в общем процессе, вносящей еще большую ясность и значимость в происходящее «на сцене». И, конечно, это дорогой для меня опыт группового творчества, теплого, чуткого, равноправного, мощного, творчества сообщества PROcontemporary, которому очень хочется насыщать культурную жизнь города подобными событиями», – поделилась впечатлениями Ольга Белоглазова.