История в судьбах. Кто восстанавливал авиационный завод после войны

Фотография Марии Шальневой, регулирующей движение в Берлине, облетела весь мир. © / Предоставлено рекламодателем.

Великая Отечественная война разрушила Воронеж почти до основания. Вместе со зданиями мы утратили и многие производственные площадки. Одна из первых бомб была сброшена на стратегически важный объект — авиационный завод. Позже, уже после освобождения города, подсчитали, что бомбардировкой были полностью уничтожены три цеха, а ещё семь — сгорели вместе с ангаром.

   
   

Сильные духом

Благодаря силе и трудолюбию обычных рабочих уже в 1948 году было закончено восстановление первой очереди завода. И сюда после окончания изнурительной войны устраивались люди. Так, например, вернулась в Воронеж ефрейтор 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона Мария Шальнева. Эту женщину знали не только в Воронеже, но и во всей стране. Её фотография, сделанная 2 мая 1945 года в поверженном Берлине военным фотокорреспондентом Евгением Халдеем, облетела весь мир и стала символом Победы. На снимке улыбающийся ефрейтор регулирует движение военной техники недалеко от рейхстага в столице Германии. После войны Мария Шальнева поступила на авиационный завод, да так и проработала здесь до ухода на пенсию в 1972 году.

Именно такими людьми богата история авиазавода. И именно ради них в 1964 году был создан Совет ветеранов, который существует до сих пор. В нём состоят те, кто восстанавливал предприятие после войны и сделал его одним из ведущих в стране. Конечно, многие уже ушли, но те, кто жив, могут поведать великую историю нашей победы. И по сей день эти герои остаются самыми активными людьми на заводе.

«Совет ветеранов войны и труда Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО) сегодня занимает одно из первых мест как в городе Воронеже, так и в Воронежской области, — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации ВАСО Виктор Богданов. — В нём состоят люди, которые прошли большой трудовой путь. И сегодня они у нас хорошие помощники. На заводе сейчас много молодёжи, более 2 тыс. человек. И наши ветераны устраивают с ними встречи, рассказывают о той жизни, которая была после войны. Также ветераны встречаются со школьниками, проводят уроки патриотизма».

Обычно на таких занятиях дети спрашивают о том, как люди выживали в разрушенном городе и как работали на недостроенном заводе.

«Я поступила на завод в 1949 году, мне было всего 17 лет, — вспоминает почётный ветеран Воронежской области и труженик тыла Мария Старцева. — Мы все были молоды, наверное, 70% всех работников составляли люди примерно моего возраста, может быть, чуть старше. Мы тогда работали и по субботам, только в воскресенье был выходной. Но и в этот день мы приходили на завод, расчищали что-то или шли на стройку. Получается, что работали без выходных, но это не ощущалось, было как-то легко, потому что все знали — мы делаем очень важное дело».

Мария Семёновна припомнила, что когда в войну они по 12 часов стояли за станками, вот тогда было плохо, люди просто падали от усталости. А после войны жизнь стала радостней, и как-то силы прибавились.

   
   

Восстанавливали завод всем коллективом. И не только цеха — руками работников был построен 261 дом!

Совет ветеранов ВАСО - один из самых активных в области. Фото: Предоставлено рекламодателем

Брали не каждого

Сейчас на учёте Совета ветеранов войны и труда чуть больше 6 тыс. человек. Из них 18 — самые активные члены совета, которые помогают своим коллегам и устраивают разные мероприятия.

«К нам часто приходят школьники, как-то были кадеты, всем интересуются, особенно нашими личными историями, — с улыбкой рассказывает председатель Совета ветеранов ВАСО Эльза Перова. — Я на заводе проработала 36 лет и помню, как он рос и я вместе с ним. Пришла на должность токаря-револьверщика, а потом постепенно пошла на повышение. Вышла на пенсию в должности технолога первой категории»

Кстати, Эльза Ильинична сначала не собиралась связывать свою жизнь с авиацией, думала идти в педагоги. Но в семье к самолётам всегда было особое отношение. Отец был лётчиком, по его же стопам пошёл старший брат. И в душе Эльза Ильинична уже давно полюбила авиацию. Поступила в авиационный техникум, а после пришла на авиазавод, где проработала до пенсии.

Все, кто сейчас активно участвует в жизни совета, трудились на авиазаводе примерено в одно и то же время. Но впечатления у всех разные.

«Мой трудовой стаж на заводе почти 50 лет, — говорит ветеран Александр Омельченко, который был сначала рабочим, а после окончания института дослужился до секретаря совета директоров. — До сих пор я помню, как жил в общежитии, которое располагалось рядом с взлётно-посадочной полосой. Боже, какая была радость, когда рядом начинал гудеть наш реактивный ТУ-16! Хотелось бежать в цех и делать ещё что-то новое, что-то такое, чего ни у кого нет».

Ветеран Виталий Иванович Лыткин добавляет, что на завод было не так-то просто попасть. Брали в основном тех, кто оканчивал авиационный техникум, но учиться там было сложно. Сам он не смог поступить с первого раза, получил строительную специальность, но от мечты не отказался. Позже всё же окончил техникум и пришёл на завод. Потом поступил в политехнический институт. И всё время работал на заводе — всего более 40 лет.

Связь длиною в жизнь

Все сотрудники предприятия были покорены небом и самолётами. Например, проработавший в должности инженера-конструктора более 40 лет Валентин Демидов вспоминает, что когда строили первый сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ 144, ночей спать не могли — так завораживала работа.

«И наш самолёт взлетел раньше, чем европейский «Конкорд». Мы всех опередили! — радуется Валентин Павлович. — По несколько месяцев жили в Москве — прорабатывали чертежи, чтобы это произошло».

Сегодня все эти люди не забывают о своём родном авиазаводе и активно участвуют в его жизни. Сохранение памяти о героическом прошлом — важная задача, но всё же главная миссия Совета ветеранов ВАСО — это помощь ветеранам войны и труда.

«Мы сами ходим к тем, кто остаётся дома, — говорит проработавшая полвека на заводе Мария Смирнова. — На предприятии о нас не забывают. ВАСО регулярно выделяет деньги, которые мы распределяем между ветеранами».

Мария Семёновна в этом году отметила 80-летний юбилей и говорит, что ни за что на свете не променяла бы годы работы на заводе на что-то другое. Она пришла на производство, когда ей исполнилось 20, кругом была молодёжь, только в её цехе трудилось более тысячи человек. А главное — завод выпускал фантастические самолёты! И по-прежнему глубоко в душе все ветераны ВАСО искренне привязаны к предприятию, которое напоминает им лишь о годах молодости, успехах, счастье, а вовсе не о послевоенной разрухе.

Смотрите также: