Изящное решение. Чем примы столичных театров помогут воронежской культуре?

Такие имена и названия на воронежской сцене еще не соединялись никогда. На сцене Театра оперы и балета примы и ведущие солисты Большого и Мариинского театра танцуют рядом с местными танцорами из хореографического училища. Зал ломится от зрителей, которым так хочется своими глазами увидеть «Лебединое озеро», «Дон Кихота» и «Щелкунчика». На фоне всеобщего кризиса идея главного балетмейстера Александра Литягина пригласить громкие имена на старую сцену кажется чуть ли не спасительным кругом театру, утопающему в бедности и скандалах.

   
   

Поможет ли возродиться воронежской Опере прекрасный во всех отношениях фестиваль, корреспондент «АиФ-Черноземье» спросил у его гостей и организаторов.

Дух старины и господдержка

Иван Алексеев танцует партию Зигфрида в Лебедином озере. Фото: Воронежский театр оперы и балета

Иван Алексеев уже пятый сезон танцует ведущие партии в Большом театре. А родился он в Воронеже. Здесь закончил хореографическое училище, учился у Людмилы Сычёвой. Публика Воронежского театра оперы и балета неизменно знала его как Принца. Ведь благодаря своему таланту и внешности Иван зачастую становился главным героем и «Лебединого озера», и «Дон Кихота», и «Щелкунчика». В 2007 году воронежский танцор отметился на гастролях театра в США, где о нем написал рецензент, ни много, ни мало, газеты New York Times.

До спектакля в Воронеже он, не прекращая, разминается и репетирует, а еще улыбается всем вокруг.

«У меня есть чувство, что я вернулся в свой дом. И это большая радость, - говорит Иван Алексеев. – Получив приглашение участвовать в фестивале, я сразу согласился, но боялся, получится ли это в связи с репертуаром Большого театра. Я очень люблю этот театр. Я желаю, чтобы он процветал, чтобы нашлись деньги на его ремонт. Чтобы развиваться каждому театру нужно что-то свое, но не последнюю роль играет господдержка. Министерства культуры, например. Ведь артисты, и правда, очень стараются».

Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин - пара на сцене и в жизни. Фото: Воронежский театр оперы и балета

Приму-балерину Большого театра Анастасию Сташкевич с Воронежем связывают совсем другие чувства. Ее любимый муж и партнер по сцене Вячеслав Лопатин – выходец местного балета. Они часто приезжают в Воронеж, и у пары здесь много знакомых – особенно из театра.

   
   

«Я была в театре, но только в качестве зрителя. И впервые приехала в качестве артистки. Сцена у вас замечательная. Присутствует дух старины. Мне приятно выступать в таких местах. И у вас очень отзывчивый зритель», - поделилась тактичная балерина.

«Дух старины», конечно, должен витать в любом уважающем себя театре. Но вот дух обветшалости отсюда очень надеются выгнать. Новый худрук театра Андрей Огиевский также собирается привлекать громкие имена, которые всколыхнут пыль с кресел во время оперных спектаклей.

«Когда на сцене воронежского театра танцуют одни из лучших танцовщиков мира, это поднимает его престиж, - с гордой улыбкой говорит балетмейстер Александр Литягин. - Залы были полные. Я даже не мог найти контрамарку для друзей. Если публика так отозвалась, значит, мы не зря старались. Есть еще масса планов даже на этот сезон. Ведутся переговоры на следующий проект. Мы хотим поднять Воронеж до небывалых высот».

Тянуться к звездам

Приглашение столичных артистов пошло на пользу не только театру в целом, но и его работникам. По словам Александра Литягина, работа на одной сцене с маститыми танцовщиками очень подняла моральный дух труппы театра.

Фото: Воронежский театр оперы и балета

Ирина Евсюкова, АиФ: Ваши танцоры без отдыха трудились на репетициях и на сцене почти две недели. Не устали?

Александр Литягин: Устали. Есть травмы, есть общая усталость. Но все заражены общей идеей фестиваля. Ведь для каждого это возможность показать себя во всей красе. Если в одном спектакле балерина стояла в партии кордебалета, на следующем она выступит сольно. Ребята хотят работать. С утра репетиция «Жизели», затем сборка «Щелкунчика»  - так мы живем последние две недели. А потом у них будет отпуск целых два дня. А дальше – репертуары, гастроли в Калугу со спектаклем «Жизель».

- Как воронежские танцоры встретили приглашенных артистов?

- Мы называем их приглашенными гостями и звездами мирового балета. Но прежде всего – это друзья театра. Это знамя воронежского хореографического училища на сцене лучших площадок страны. Они приезжают, их все обнимают, потом приступают к совместной работе. Нам хочется показать не только звезд, но и нашу труппу. Она работает на достаточно высоком уровне.

- Как наш уровень оценивают артисты Большого и Мариинского театров?

- Ребята говорят, что наши танцоры выросли. Воронежский балет омолодился. Более качественно стали танцевать. Они корректно делают замечания, чтобы ребята танцевали лучше, подсказывают, как сделать легче или красивее. Мне говорили, что здорово, что мы не снимаем тяжелые хореографические вещи, которые и в Большом театре периодически снимаются. Я очень горжусь и одновременно понимаю, что нам еще над многим нужно работать. Но слышать это приятно.

- Но все же танцоры наглядно увидели, к чему им надо стремиться?

- Конечно. И для этого тоже фестиваль был организован. Чтобы наши артисты поняли, что нам есть над чем работать. И в то же самое время мы увидели, что у нас не так много огромных недостатков. Да, мы не столичная труппа. Но я вижу, что между нами и звездами не огромная разница в несколько десятков ступеней. Приятно за наших солистов, что они показывают себя так хорошо. Мы надеемся, что воронежский балет будет по праву занимать одно из лучших мест среди мировых балетных трупп. У нас большие надежды и высокие цели, и мы к ним идем.