Новый художественный руководитель Театра оперы и балета приехал в Воронеж из Москвы, где он давно известен как талантливый скрипач и дирижер.
На уровне
Ирина Евсюкова, АиФ: Андрей Кириллович, за пять месяцев работы в театре вы наверняка успели понять его потенциал и увидеть проблемы, которых, как известно, там немало. Какой путь вы для него выбрали: тянуться к столичному формату или искать свою провинциальную изюминку?
Андрей Огиевский: Столичный формат и столичный уровень – разные вещи. В оперном и балетном искусстве Москвы уже давно принято приглашать зарубежных и иногородних звезд в спектакли текущего репертуара. Это не наш путь, не путь развития регионального театра. Перелицовывать работу театра на столичный лад не входит в мои планы. А вот повышение имиджа театра и качества постановок до столичного уровня – это действительно одна из моих задач.
- Каким же образом вы будете добиваться высокого уровня в условиях экономического кризиса и нехватки финансирования культуры?
- Здесь нужно идти сразу по нескольким путям. Это, конечно, повышение качества работы оперной труппы. В марте мы проведем аттестацию солистов, и аттестационная комиссия будет в высшей степени компетентна. Даже в балете – несмотря на то, что он так любим воронежской публикой – есть, что повышать и над чем работать. Театру очень повезло, что балетную труппу возглавляет Александр Литягин. Он ведет работу в правильном направлении. Спектакль «Жизель», новый балетный фестиваль, который пройдет в феврале, - тому подтверждение.
Конечно, надо заниматься качеством игры оркестра. Я считаю, что у него огромные перспективы. Раньше он был в некотором моральном загоне – никто не обращал на него внимание. Надеть фрак и выйти продирижировать – четверть работы дирижера. Остальное – кропотливая монотонная работа. Я считаю, что за последние месяцы оркестр сделал колоссальный рывок – и в игре, и в отношении к делу, и в причастности к работе всего театра. Именно в борьбе за качество мы должны повышать уровень нашего театра до московского.
Ближе к зрителю
- Воронежская публика, на ваш взгляд, готова к новому качеству оперы?
- Задача любого культурного учреждения – поднимать зрителя до своего уровня. Воронежская публика – замечательная, она очень непосредственная и искренняя. Она может начать аплодировать в такт во время исполнения ярких балетных номеров или между частями симфонии. И она очень горячо поддерживает любимых артистов и сопереживает тому, что происходит на сцене, и музыке.
- Но все же оперные спектакли в городе не пользуются такой же популярностью, как драматические или балетные. Как будете поднимать интерес зрителей к жанру оперы?
- Любой процесс, чтобы он не угасал, нужно подогревать. Готовящийся сейчас спектакль «Дон Жуан» как раз и станет этим катализатором подогревания интереса к опере. Любой спектакль – это риск. Тот артист, на которого ставили, может не дотянуть. А его дублер может неожиданно выстрелить и быть первым на финише. В спектакле участвуют два состава артистов – а это состязание, азарт. Кто будет интереснее? Мне тут все время говорят, что я выбираю солистов по внешним данным. Но ведь в спектакле задействованы лучшие голоса театра! Такой масштабной оперной постановки Воронеж никогда не видел. В театре должны быть качественные постановки. Они могут быть не очень затратными, а могут быть дорогими. Хотя в общероссийском масштабе девять миллионов – это очень скромная сумма для оперного спектакля. Например, тот же «Дон Жуан» в Перми стоил под сто миллионов. И через это тоже мы должны догонять московский уровень. А мы ведь только начинаем. У нас впереди «Руслан и Людмила», «Светлый ручей».
- Вы говорили, что готовы предоставить самим зрителям возможность выбрать будущие спектакли для постановки. Как это будет происходить и как поможет театру привлечь публику?
- Можно сделать интернет-голосование, какой спектакль публика хотела бы видеть в театре в следующем сезоне. Или «аналоговый» вариант - провести опрос на билете. И это нормальный маркетинговый ход. Мы открыты зрителю. Это один из способов пробудить интерес и сделать его сопричастным тому, что происходит в театре.
Современный, а не пошлый
- Приглашение драматического режиссера Михаила Бычкова для создания оперы – это тоже шаг навстречу зрителям? Вы за осовременивание жанра оперы?
-Сейчас оперных режиссеров становится все меньше, а драматические режиссеры становятся все больше музыкально образованными. Осовременивание и опошление – это разные вещи. Спектакль может быть современным, если он не несет со сцены глупость, грязь и провокацию. Если он выдержан в едином стиле и имеет под собой какой-то смысл в современной интерпретации. А если режиссеру больше нечего сказать, то, например, в «Борисе Годунове» на сцене появляется царь в трениках, ОМОН, стриптиз, буденовки с красной звездой.
- И все же можем ли мы в будущем увидеть на сцене Театра оперы и балета постановки в нестандартном воплощении?
- Главное, чтобы это не выпадало из музыкальной стилистики, партитуры и замысла. Потому что и в современных нарядах можно показать боль и чувства героев Чехова, не унижая и не опошляя их. А можно одеть героев Бомарше в камзолы и парики и заставить их делать гнусности. Костюмы – это оболочка. Важен смысл художественной задачи. Опера должна раскрывать лучшее в зрителях. Чтобы они понимали, что они пришли на особенное действо, которое затрагивает самые тонкие струны их души. Поэтому в опере самое важное – это эстетика восприятия, режиссуры, декораций и костюмов. Эпоха здесь не важна. Главное – любой оперный спектакль должен воспитывать зрителя, а не принижать.